Экскурсии по изучению жизни пресных вод имеют ряд исключительных достоинств и являются самыми популярными из всех экскурсионных тем нашей школьной практики.
Причина этого заключается в том, что экскурсии на водоем более доступны по материалу, легко осуществимы и дают надежные результаты.
Прежде всего надо отметить, что эти экскурсии всегда доставляют верную добычу. Светит ли солнце, моросит ли дождь, тепло или холодно, тихо или ветрено — пресноводные обитатели всегда находятся в более или менее одинаковых условиях. И ранней весной и поздней осенью лов сачком дает нужный результат. Даже зимой жизнь в воде не прекращается, и ряд форм может быть вы-. ловлен из-подо льда через прорубь.
Водоемы в виде прудов, озер, болот, речек, канав, ям с водою и просто луж имеются всюду, и все они так или иначе заселены. Даже самые загрязненные, наполненные гниющими отбросами, с отвратительно пахнущей водой, — и те имеют свою своеобразную фауну. Поэтому лов пресноводных животных возможен всюду, не только за городом, но и в черте города, где имеются пруды, глубокие канавы и пр.
Экскурсируя по пресным водам, руководитель имеет полную возможность довольно точно предусмотреть, с какими объектами он будет иметь дело, заранее изучить этот материал и вполне им овладеть. Предварительный пробный лов поможет выяснить ему животное население данного водоема и избавить его от всяких неожиданностей. В этом смысле экскурсионный материал экскурсий на водоем является гораздо более постоянным, чем тот, который приходится встречать, например, при экскурсии на луг, в лес и т. д. Число видов животных (если иметь в виду только те более крупные объекты, с которыми приходится иметь дело на экскурсиях) здесь очень невелико, и разобраться в них не представляет особых затруднений.
В то же самое время пресноводная фауна, несмотря на немногочисленность своих представителей, чрезвычайно разнообразна и по биологическим особенностям представляет большой интерес. Мы встречаем здесь и губок, и червей, и моллюсков, и ракообразных, и пауков, и многочисленных насекомых, и представителей позвоночных. Все эти организмы в той или иной степени приспособились к водной среде. У одних эта приспособленность является весьма со-, вершенной, другие не в такой степени являются типичными водными обитателями.
Вода является средою, которая во много раз плотнее воздуха (в 773 раза). В силу этого она оказывает на живущие в ней организмы определенное давление и в то же время обладает способностью поддерживать тела, согласно закону Архимеда, по которому всякое тело, находящееся в воде, теряет в весе столько, сколько весит вытесненная им вода. Кроме того, поверхность жидкости покрыта особой упругой пленкой поверхностного натяжения, присутствие которой влечет за собой целый ряд любопытных явлений в жизни пресноводных обитателей.
Среди водных животных есть и прожорливые хищники, и мирные травоядные, представители воздушного дыхания и разнообразных видов водного, есть такие формы, которые удивительным образом замаскированы охранительной окраской, и, напротив, такие, которые ярким цветом как бы подчеркивают свое местопребывание. Есть целый ряд прекрасных примеров живорождения, ухода за потомством, автотомии, паразитизма, симбиоза и пр. Словом, здесь мы можем получить представление о многих важных биологических явлениях, связанных с жизнью животных.
Чтобы показать, какой богатый выбор биологических тем может дать изучение обитателей пресных водоемов, мы приводим ниже некоторые из тех вопросов, которые могут быть проработаны на этих объектах при самостоятельных занятиях экскурсантов.
Причина этого заключается в том, что экскурсии на водоем более доступны по материалу, легко осуществимы и дают надежные результаты.
Прежде всего надо отметить, что эти экскурсии всегда доставляют верную добычу. Светит ли солнце, моросит ли дождь, тепло или холодно, тихо или ветрено — пресноводные обитатели всегда находятся в более или менее одинаковых условиях. И ранней весной и поздней осенью лов сачком дает нужный результат. Даже зимой жизнь в воде не прекращается, и ряд форм может быть вы-. ловлен из-подо льда через прорубь.
Водоемы в виде прудов, озер, болот, речек, канав, ям с водою и просто луж имеются всюду, и все они так или иначе заселены. Даже самые загрязненные, наполненные гниющими отбросами, с отвратительно пахнущей водой, — и те имеют свою своеобразную фауну. Поэтому лов пресноводных животных возможен всюду, не только за городом, но и в черте города, где имеются пруды, глубокие канавы и пр.
Экскурсируя по пресным водам, руководитель имеет полную возможность довольно точно предусмотреть, с какими объектами он будет иметь дело, заранее изучить этот материал и вполне им овладеть. Предварительный пробный лов поможет выяснить ему животное население данного водоема и избавить его от всяких неожиданностей. В этом смысле экскурсионный материал экскурсий на водоем является гораздо более постоянным, чем тот, который приходится встречать, например, при экскурсии на луг, в лес и т. д. Число видов животных (если иметь в виду только те более крупные объекты, с которыми приходится иметь дело на экскурсиях) здесь очень невелико, и разобраться в них не представляет особых затруднений.
В то же самое время пресноводная фауна, несмотря на немногочисленность своих представителей, чрезвычайно разнообразна и по биологическим особенностям представляет большой интерес. Мы встречаем здесь и губок, и червей, и моллюсков, и ракообразных, и пауков, и многочисленных насекомых, и представителей позвоночных. Все эти организмы в той или иной степени приспособились к водной среде. У одних эта приспособленность является весьма со-, вершенной, другие не в такой степени являются типичными водными обитателями.
Вода является средою, которая во много раз плотнее воздуха (в 773 раза). В силу этого она оказывает на живущие в ней организмы определенное давление и в то же время обладает способностью поддерживать тела, согласно закону Архимеда, по которому всякое тело, находящееся в воде, теряет в весе столько, сколько весит вытесненная им вода. Кроме того, поверхность жидкости покрыта особой упругой пленкой поверхностного натяжения, присутствие которой влечет за собой целый ряд любопытных явлений в жизни пресноводных обитателей.
Среди водных животных есть и прожорливые хищники, и мирные травоядные, представители воздушного дыхания и разнообразных видов водного, есть такие формы, которые удивительным образом замаскированы охранительной окраской, и, напротив, такие, которые ярким цветом как бы подчеркивают свое местопребывание. Есть целый ряд прекрасных примеров живорождения, ухода за потомством, автотомии, паразитизма, симбиоза и пр. Словом, здесь мы можем получить представление о многих важных биологических явлениях, связанных с жизнью животных.
Чтобы показать, какой богатый выбор биологических тем может дать изучение обитателей пресных водоемов, мы приводим ниже некоторые из тех вопросов, которые могут быть проработаны на этих объектах при самостоятельных занятиях экскурсантов.
Экскурсии по изучению жизни пресных вод имеют ряд исключительных достоинств и являются самыми популярными из всех экскурсионных тем нашей школьной практики.
Причина этого заключается в том, что экскурсии на водоем более доступны по материалу, легко осуществимы и дают надежные результаты.
Прежде всего надо отметить, что эти экскурсии всегда доставляют верную добычу. Светит ли солнце, моросит ли дождь, тепло или холодно, тихо или ветрено — пресноводные обитатели всегда находятся в более или менее одинаковых условиях. И ранней весной и поздней осенью лов сачком дает нужный результат. Даже зимой жизнь в воде не прекращается, и ряд форм может быть вы-. ловлен из-подо льда через прорубь.
Водоемы в виде прудов, озер, болот, речек, канав, ям с водою и просто луж имеются всюду, и все они так или иначе заселены. Даже самые загрязненные, наполненные гниющими отбросами, с отвратительно пахнущей водой, — и те имеют свою своеобразную фауну. Поэтому лов пресноводных животных возможен всюду, не только за городом, но и в черте города, где имеются пруды, глубокие канавы и пр.
Экскурсируя по пресным водам, руководитель имеет полную возможность довольно точно предусмотреть, с какими объектами он будет иметь дело, заранее изучить этот материал и вполне им овладеть. Предварительный пробный лов поможет выяснить ему животное население данного водоема и избавить его от всяких неожиданностей. В этом смысле экскурсионный материал экскурсий на водоем является гораздо более постоянным, чем тот, который приходится встречать, например, при экскурсии на луг, в лес и т. д. Число видов животных (если иметь в виду только те более крупные объекты, с которыми приходится иметь дело на экскурсиях) здесь очень невелико, и разобраться в них не представляет особых затруднений.
В то же самое время пресноводная фауна, несмотря на немногочисленность своих представителей, чрезвычайно разнообразна и по биологическим особенностям представляет большой интерес. Мы встречаем здесь и губок, и червей, и моллюсков, и ракообразных, и пауков, и многочисленных насекомых, и представителей позвоночных. Все эти организмы в той или иной степени приспособились к водной среде. У одних эта приспособленность является весьма со-, вершенной, другие не в такой степени являются типичными водными обитателями.
Вода является средою, которая во много раз плотнее воздуха (в 773 раза). В силу этого она оказывает на живущие в ней организмы определенное давление и в то же время обладает способностью поддерживать тела, согласно закону Архимеда, по которому всякое тело, находящееся в воде, теряет в весе столько, сколько весит вытесненная им вода. Кроме того, поверхность жидкости покрыта особой упругой пленкой поверхностного натяжения, присутствие которой влечет за собой целый ряд любопытных явлений в жизни пресноводных обитателей.
Среди водных животных есть и прожорливые хищники, и мирные травоядные, представители воздушного дыхания и разнообразных видов водного, есть такие формы, которые удивительным образом замаскированы охранительной окраской, и, напротив, такие, которые ярким цветом как бы подчеркивают свое местопребывание. Есть целый ряд прекрасных примеров живорождения, ухода за потомством, автотомии, паразитизма, симбиоза и пр. Словом, здесь мы можем получить представление о многих важных биологических явлениях, связанных с жизнью животных.
Чтобы показать, какой богатый выбор биологических тем может дать изучение обитателей пресных водоемов, мы приводим ниже некоторые из тех вопросов, которые могут быть проработаны на этих объектах при самостоятельных занятиях экскурсантов.
1. Различные типы движения у водных животных.
1. Плавание при помощи различного типа плавников, находящихся на заднем конце тела: рыбы, тритоны, личинки стрекоз, личинки поденок, личинки водных жуков, личинки комаров и пр.
2. Плавание при помощи плавательных конечностей разнообразного строения, расширенных в виде лопастей или покрытых волосками: водные жуки, гладыш, гребляк, плавт и пр.; или стянутых плавательной перепонкой: лягушка.
3. Плавание при помощи волнообразных или змееобразных движений всего тела: вьюн, пиявки, личинки комаров, нематоды и пр.
4. Плавание при помощи отдачи, или водяного выстрела: личинки стрекоз.
5. Ползание по твердому субстрату при помощи конечностей с разнообразно устроенными крючками, зацепками и т. гг.: личинки насекомых, водяной паук, водные клещи и мн. др.
6. Ползание при помощи волнообразных сокращений мускулатуры тела: брюхоногие моллюски.
7. Ползание при помощи ресничек: планарии.
8. Передвижение при помощи пневматических органов: пиявки.
9. Скольжение по поверхности воды: водомерки, вертячки.
10. Передвижение, при котором организмы пользуются поверхностным натяжением жидкости: водомерки, вертячки, легочные моллюски, личинка мухи львинки и др.
II. Различные типы дыхания у водных животных.
1. Водное дыхание при помощи жабер: рыбы, головастики лягушек, тритоны, жаберные моллюски, водяной ослик.
2. Дыхание при помощи обмена газов всею поверхностью тела: пиявки, круглые черви, коретра и др.
3. Трахейно-жаберное дыхание: личинки стрекоз, поденок, ручейников, вислокрылок и пр.
4. Дыхание воздушное: легочные моллюски (прудовик, катушка и др.), водные клопы, жуки и их личинки, водяной наук, личинки комаров и мух, лягушка, три] он.
Одни животные для взятия атмосферного воздуха поднимаются на поверхность воды, другие выставляют из воды дыхательные трубки (водяной скорпион, личинка иловой мухи). Иные уносят с собой в поду значительные запасы воздуха (водяной паук, водные жуки, полные клопы).
III. Питание у водных животных.
1. Питание растительной пищей, например, молодыми побегами зеленых растений: моллюски, ручейники, водные гусеницы и пр., или гниющими растительными остатками: водяной ослик; а иногда органическими веществами, находящимися в сильной степени разложение иловая муха и др.
2. Питание животной пищей, которой питается большинство пресноводных обитателей, имеющих в спязи с этим различные приспособления для овладения добычей: маски стрекоз; хватательные челюсти личинок жуков; хватательные конечности водяного скорпиона, водомерки, плавта; хватательные усики коретры, мохло-никса и пр.
При этом добыча либо высасывается при помощи различных приспособлений: клопы, личинки плавунцов, пиявки, водяной паук; либо пожирается при помощи челюстей жующего типа: личинки стрекозы и пр.
IV Защитные приспособления у водных животных.
1. Быстрота передвижения, дающая возможность животным избегать врагов: личинки подйнок, личинки жука-плавунчика, вертячка, водомерка, гладыш, гребляк, личинки комаров, рыбы.
2. Охранительная окраска, которая делает животных незаметными среди окружающей природы. При этом животные подражают либо зеленым частям растений (личинки некоторых стрекоз, личинки поденок), либо отмершим частям растений (водяной ослик, водяной скорпион и др.), либо самому грунту водоема (личинки стрекоз, личинки веснянок), либо темной поверхности стоячих вод (водомерка). Иногда к охранительной окраске присоединяется и охранительная форма (водяной скорпион, похожий на отмерший лист, чехлики ручейников, похожие на различные растительные остатки или скопления раковинок, песчинок и т. п,, а также на предметы, упавшие в воду, например, на плоды ольхи).
3. Прозрачность тела, делающая животных невидимыми в воде: коретра.
4. Предупреждающая окраска. Яркие тона (например, красный), свойственны животным, Которые являются несъедобными вследствие едких выделений тела, ядовитости и т. п.: водные клещи (гидрака-рины).
5. Различные механические средства защиты в виде острых челюстей, игол, шипов и т. п.: типы колюшки, шипы личинки большого коромысла, сильные челюсти жуков и их личинок и т. п.
6. Развитие прочного наружного скелета, являющегося защитным панцирем для животных: панцирь ракообразных, раковины моллюсков и пр.
7. Автотомия, или самокалечение—способность самопроизвольно отбрасывать органы (самозащита). Такие утраченные органы обычно впоследствии восстанавливаются (регенерируют): водяные ослики, личинки стрекоз с трахейными жабрами, личинки поденок и др.
8. Развитие внутреннего скелета, являющегося средством защиты от поедания: кремневые иглы губок.
9. Защита при помощи вредных, едких, дурно пахнущих или ядовитых выделений: некоторые водные жуки (вертячки, полоскун), водные клещи, планарии и др.
10. Постройки животных как средство защиты: чехлики ручейников, домики водных бабочек, трубки мотыля, подводный колокол паука-серебрянки, ходы в тканях растений (личинки хирономид), и т. п.
V. Размножение у водных животных.
1. Половое размножение, продуктами которого является икра и студенистой оболочке (тритон, рыбы, лягушка, прудовик, катушка, битшшя, ручейник», комары-дергуны и цр.) или яйца разнообразной
формы, откладываемые Fia различные предметы и части растении как в воду, так и вне йоды, иногда пбуравливаемые и ткань растении (водные жуки, стрекозы Aeschna и Lestes, плавг и др.). Иногда яйца заключены в различной формы коконы (планарии, малая ложно-конская пиявка).
2. Бесполое размножение при помоши почкования (гидра, губки, мшанки).
3. Размножение при помощи покоящихся почек (стагобласты мшанок, геммулы губок).
4. Живорождение, при котором половые продукты вызревают в теле самки: лужанка, шарсвка.
5. Уход за потомством, который обнаруживается у некоторых водных животных, вынашивающих спою икру и охраняющих так или иначе свою молодь: пиявка-клспсипа, беззубка, водяной ослик, колюшка.
G. Полное и неполное превращение у водных насекомых. 7. Процессы линьки и вьиипления у видных насекомых (и особенности у личинок стрекоз, ПОДЁНОК, веснянок, комарчи и пр.).
VI. Явления симбиоза и паразитизма у водных ж и в о г н ы х.
1. Симбиоз животною и растения: одноклеточные нодоросли в теле-бодяги, гидры.
2. Явления паразитизма у водных клещей (их личинок), у личинок беззубки и пр.
Из вышеприведенного перечня видно, что водная (| аупа, если экскурсанты основагельпо с пей ознакомятся, дает довольно полное представление о многих важных биологических явлениях в жизни животных.
Перейдем теперь к способам рассмотрения выловленных на зоологических экскурсиях животных. Эго вопрос, в котором руководители экскурсий часто затрудняются. На школьных зоологических экскурсиях методы правильного показывания в особенности важны, потому чю объекты довольно мелки и в иных случаях едва различимы невооруженным глазом. Желая показатыюй манных животных, руководитель должен прежде всего подождать, пока не соберется вся группа. Прежде чем приступить к демонстрированию, надо образовать вокруг себя свобод ный круг, метра два в диаметре. Чем больше участников экскурсии, тем шире должен быть такой круг. Показывая объекты, руководитель медленно обносит их перед глазами присутствующих по внутренней периферии круга. Если обьек] досчаточно велик, то можно, стол в • ч ре круга и держа объект в руке, медленно поворачиваться иокру, собственной оси. Нсли объект мелок и к нему надо приглядываться, полезнее посадить животное а тот или иной сосуд с водой и
передать его на руки присутствующим, условившись раз навсегда, чтобы объекты передавались из рук в руки в определенном направлении, и, обойдя круг, возвращались к руководителю. Иногда необходимо посылать таким образом по рукам и более крупные объекты в тех случаях, где требуется подметить те или иные движения животных, мелкие детали их организации и пр. В более важных случаях надо, чтобы демонстрируемый объект обошел по кругу несколько раз.
Все эти указания относятся, разумеется, к экскурсиям в несколько десятков человек. В особенности важно придерживаться этих правил на экскурсиях с детьми, которые очень любят толпиться вокруг учителя, мешая его движениям и не давая возможности стоящим сзади видеть, что делается впереди. Вообще следует заметить, что число участников зоологической экскурсии ни в каком случае не должно быть чрезмерно велико. Предельной нормой следует считать 30 человек на одного руководителя. Большее количество участников значительно затрудняет ход экскурсии вследствие малой величины рассматриваемых объектов.
Чрезвычайно важно ие ограничиваться на зоологической экскурсии простым показыванием объектов, но но мере возможности привлекать учащихся к активной работе на экскурсии, ставя им определенные задания и предоставляя решать эти задания в той или иной форме самостоятельно. Даже просто наблюдение реальных фактов и явлений окружающей природы и точная их регистрация и фиксирование при помощи записи, плана, рисунка и т. д. есть педагогически ценная работа.
На экскурсии на водоем прежде всего важно привлечь учащихся к самому лову добычи. Каждый участник экскурсии должен явиться на экскурсию со своим сачком и несколькими баночками для размещения пойманных животных. В крайнем случае такой сачок может обслуживать небольшую группу (3—5) экскурсантов.
Начиная экскурсию, руководитель предлагает экскурсантам следующее простое задание: выловить из данного водоема и рассадить но баночкам возможно большее число различных видов водных животных, беря каждого вида не более одного-двух экземпляров. При этом рекомендуется вести счет числу пол манных видов и сравнивать свой улов с уловом соседей. Такого рода система удобна в том отношении, что каждый из участников экскурсии будет иметь у себя на руках те объекты, о которых пойдет речь, и рассмотрение этих объектов таким путем значительно упрощается.
Когда новые формы уже перестали попадаться и экскурсанты разместили свой улов по сосудам, начинается обзор собранного материала, причем руководитель дает нужные объяснения. Обзор удобнее начинать с тех форм, которые попались в большом числе и имеются у каждого. Затем можно перейти и к более редким находкам, которые имеются лишь в одиночных экземплярах.
Сбор материала может быть в значительной степени упорядочен, если учитель распределит работу учащихся таким образом, что одни йа них будут собирать животных, находящихся на поверхности воды, другие произведут обследование водных растений (элодеи, роголиста, рдестов), третьи направят свое внимание на донный лов и постараются добыть обитателей, ютящихся на дне водоемов и пр.
При обзоре пойманного материала возможно распределение и группировка его по тому или иному признаку (систематическому, биологическому и пр.), причем могут быть затронуты некоторые из указанных выше тем.
Непременным последствием всякой зоологической экскурсии должны быть более длительные наблюдения над принесенным с экскурсии живым материалом, который размещается по аквариумам. Начинающим могут быть даны программы таких наблюдений; образчиком подобного рода заданий могут служить работы, приведенные С. В. Гердом(см. его книгу «Живые животные вш^ле», Учпедгиз, Л., 1954).
Примерный план школьной экскурсии на пруд. В качестве примера приведем схематический план школьной экскурсии с учащимися средних классов на пресноводный водоем. Такие экскурсии, будучи очень доступны по материалу, проводятся чаще других.
Учащиеся являются на экскурсию с самодельным снаряжением в виде водных сачков и различных банок. Сачки могут быть изготовлены самими учащимися в школе или дома по способу, описанному выше (стр. 16). Каждое звено в 3—5 человек должно иметь отдельный сачок. Это очень важное условие, так как дает возможность привлечь учащихся к лову добычи. Каждое звено, а еще лучше — каждый участник экскурсии должны запастись сосудами для размещения пойманной добычи и ее удобного рассмотрения иа месте. Для первой цели пригодны всевозможные широкогорлые банки (из-под консервов) с навязанной на горло, в виде ручки, веревочкой. Для обзора улова очень удобны фарфоровые или фаянсовые тарелки, или обыкновенные чайные блюдечки (не стеклянные). На белом фоне удобно рассматривать мелких водных животных, из которых большинство темного цвета. Еще лучше — белые фотографические кюветки размером 9X12 или 13 X \’8 см. Для наблюдения прозрачных организмов, взвешенных в воде (вроде личинок коретры, мелких ракообразных), надо иметь небольшие стаканчики или широкие пробирки.
Экскурсия начинается с предварительного задания руководителя. Придя на место (например, на берег пруда), руководитель предлагает экскурсантам самостоятельно приступить к лову добычи. Задание формулируется примерно в такой форме.
— Хотя этот пруд кажется на вид безжизненным, на самом деле тут скрыта очень богатая и разнообразная жизнь, с которой мы хотим ознакомиться. Постарайтесь выловить из воды живущих в ней
обитателей и рассадите их по своим баночкам. Не берите помногу одинаковых форм—достаточно иметь по 1—2 экземпляра каждого вида. Наполните ваши банки чистой водой, не набивайте туда много водных растений. Перед тем как опускать пойманных животных в банку, ополаскивайте их в чистой воде, они загрязнены илом и т. д. Не кладите много животных в одну банку, иначе получится «живая каша», в которой будет трудно разобраться. Крупную добычу (рыбок, тритонов, водных жуков) отсаживайте в отдельные банки. Крупные виды моллюсков (вроде прудовиков, лужанок) тоже лучше не класть в банки с общей добычей, а собирать отдельно (в коробку и т. п.). Ведите счет пойманным животным. Когда насчитаете десяток видов, прекратите лов и займитесь приведением в порядок своего сбора.
Смысл этих наставлений сводится к тому, чтобы учащиеся не сделали из лова род спорта, как это часто бывает, и не превратили средства в цель. Задача сводится к тому, чтобы в руках каждого экскурсанта скопился подходящий материал, пригодный для использования на следующем этапе экскурсии. А таким этапом является обзор пойманной добычи.
Производится он следующим образом. Экскурсанты со своими банками и блюдечками усаживаются где-нибудь в удобном, сухом и уединенном месте, где нет отвлекающих моментов и посторонних зрителей, которые часто бывают помехой на таких экскурсиях. Затем начинается краткая беседа по поиоду пойманного материала. Руководитель начинает обзор с тех форм, которые встречаются чаще других и наверное имеются у всех экскурсантов в первом десятке видов. Речь идет, допустим, о крупной личинке стрекозы типа Aeschna. Руководитель берет такую личинку пинцетом, показывает экскурсантам и предлагает отыскать каждому среди своего улова подобное же насекомое и отсадить его на блюдечко. Убедившись, что экскурсанты имеют на руках данную форму, можно перейти к ее рассмотрению,
— Обратите внимание на форму тела личинки, ее цвет. Рассмотрите голову, глаза. Найдите «маску» у личинки, отогните маску и рассмотрите ее строение. Как личинка ползает по суше? Каково строение ее ног? Как она передвигается в воде? и т. д.
Для уяснения плавания личинки при помощи «водяного толчка», который получается в момент выбрасывания ею воды из анального отверстия, можно посадить личинку в тарелочку с небольшим количеством воды (вода должна едва покрывать личинку). В этих условиях вода, выбрызгиваемая личинкой, хорошо заметна. Иногда струйка выбрасывается даже в воздух.
Такие маленькие опыты вполне уместны на экскурсии, но увлекаться ими, как и вообще очень подробным рассмотрением форм на
экскурсии, не следует. Это задача длительных наблюдений в обстановке школы, в кружке и г. д. Учителю надо больше всею/спасаться многословия, не превращать обзор улова в урок, а тем более — в лекцию. Не следует говорить о том, чего нельзя непосредственно показать на пойманном материале, например, толковать о размножении Aeschna, если не имеется под рукой кладок стрекоз на водных растениях, сброшенных шкурок и т. д. Бесполезно упоминать о том, чего не найдено, но что «могло бы быть найдено». Надо помнить, что дать полный обзор строения и жизни того или другого организма на экскурсии невозможно, да и не нужно. Надо это оставить для классных уроков и групповых наблюдений. Материал экскурсии (мы говорим о школьной экскурсии обычного типа, которая должна уложиться в определенное количество отведенных для нее часов) по необходимое^ будет носить фрагментарный характер. Беды в этом никакой нет, так как мы давно уже отказались от идеи весь курс постройib на экскурсиях. Экскурсия — только зарядка, толчок к самостоятельному сближению с природой. Экскурсия — лишь один из видов школьной работы.
Описанным путем, не утомляя внимание экскурсантов излишними подробностями и отвлеченными разговорами, руководитель просматривает собранный материал и тем самым определяет значительную часть сбора «первого десятка». Но вот оказывается, что вездесущие формы исчерпаны и остаются менее обычные находки, которые имеются не у всех экскурсантов на руках. Тогда обзор следует прекратить и назначить «второй лов».
— Не берите уже известных вам животных из числа рассмотренных нами. Постарайтесь добыть те интересные формы, которые имеются только у Иванова, Петрова и т. д. Порасспросите Иванова, Петрова, где и при каких условиях они их изловили. Может быть что-нибудь и совсем новое поймаете…
Так начинается лов «второго десятка». Теперь внимание экскурсантов привлекают уже более мелкие формы, которыми они пренебрегли на первом этапе лова — в погоне за тритонами и крупными личинками стрекоз и водных жуков. Баночки наполняются личинками подёнок, комаров, может быть водными клещиками, мелкими ракообразными и т. д.
Через нужный промежуток следует второй обзор улова, построенный по типу первого, но с большим углублением в жизнь пигмеев водного мирка.
По этому же принципу возможен и следующий лов («третьего десятка»). Это зависит от ряда обстоятельств: подготовленности экскурсантов, их возраста, настроения, погоды и ряда других условий, которых заранее не учтешь. Опытный руководитель знает, когда следует подходить к концу. В качестве очень приблизительной нормы
можно ука«п>, что с }чащимися среднего возраста е ша ли целесообразно просматривать более двух десятков форм на одной экскурсии. А с младшими учащимися можно ограничиться и одним десяшом. Это не значит, что не следуе! давать ответов на индивидуальные вопростл интересующихся по поводу их улова. Можно указать Иванову или rieipOB), что он поймал такой-то редкий (сравни 1ельно) в данной местности вид, и сказать по этому поводу несколько слов, но это не значит, что след>е! вводить рассмотрение данного вида в программу общего обзора.
Повторяю, что все эти советы нося! условный характер. Может бьпь целесообразно разбивать улов не на «десятки», а как-нибудь по друюму. В иных случаях полезно прибегнуть к иным приемам лова Например, сперва собирают животных, находящихся на поверхности воды (вертячки, водомерки, некоторые моллюски и т д.), затем производя г донный лов (разные личинки, ручейники и пр.), далее обследуются водные растения (элодея, роюлист, часгуха, рдесты) и собираются животные, ютящиеся на них и в них. Словом, здесь можно предложить немало способов. Но желательно придер живаться одного условия, вызвать активность экскурсантов и подчинить беседу материалу, а не материал беседе.
Само собой поня1но, что все эти советы и указания относятся крабов (. учащимися средней школы. Взрослые участники экскурсий (студенты, учителя), которые могут работать самостоятельно, в таких указаниях не нуждаются.
Причина этого заключается в том, что экскурсии на водоем более доступны по материалу, легко осуществимы и дают надежные результаты.
Прежде всего надо отметить, что эти экскурсии всегда доставляют верную добычу. Светит ли солнце, моросит ли дождь, тепло или холодно, тихо или ветрено — пресноводные обитатели всегда находятся в более или менее одинаковых условиях. И ранней весной и поздней осенью лов сачком дает нужный результат. Даже зимой жизнь в воде не прекращается, и ряд форм может быть вы-. ловлен из-подо льда через прорубь.
Водоемы в виде прудов, озер, болот, речек, канав, ям с водою и просто луж имеются всюду, и все они так или иначе заселены. Даже самые загрязненные, наполненные гниющими отбросами, с отвратительно пахнущей водой, — и те имеют свою своеобразную фауну. Поэтому лов пресноводных животных возможен всюду, не только за городом, но и в черте города, где имеются пруды, глубокие канавы и пр.
Экскурсируя по пресным водам, руководитель имеет полную возможность довольно точно предусмотреть, с какими объектами он будет иметь дело, заранее изучить этот материал и вполне им овладеть. Предварительный пробный лов поможет выяснить ему животное население данного водоема и избавить его от всяких неожиданностей. В этом смысле экскурсионный материал экскурсий на водоем является гораздо более постоянным, чем тот, который приходится встречать, например, при экскурсии на луг, в лес и т. д. Число видов животных (если иметь в виду только те более крупные объекты, с которыми приходится иметь дело на экскурсиях) здесь очень невелико, и разобраться в них не представляет особых затруднений.
В то же самое время пресноводная фауна, несмотря на немногочисленность своих представителей, чрезвычайно разнообразна и по биологическим особенностям представляет большой интерес. Мы встречаем здесь и губок, и червей, и моллюсков, и ракообразных, и пауков, и многочисленных насекомых, и представителей позвоночных. Все эти организмы в той или иной степени приспособились к водной среде. У одних эта приспособленность является весьма со-, вершенной, другие не в такой степени являются типичными водными обитателями.
Вода является средою, которая во много раз плотнее воздуха (в 773 раза). В силу этого она оказывает на живущие в ней организмы определенное давление и в то же время обладает способностью поддерживать тела, согласно закону Архимеда, по которому всякое тело, находящееся в воде, теряет в весе столько, сколько весит вытесненная им вода. Кроме того, поверхность жидкости покрыта особой упругой пленкой поверхностного натяжения, присутствие которой влечет за собой целый ряд любопытных явлений в жизни пресноводных обитателей.
Среди водных животных есть и прожорливые хищники, и мирные травоядные, представители воздушного дыхания и разнообразных видов водного, есть такие формы, которые удивительным образом замаскированы охранительной окраской, и, напротив, такие, которые ярким цветом как бы подчеркивают свое местопребывание. Есть целый ряд прекрасных примеров живорождения, ухода за потомством, автотомии, паразитизма, симбиоза и пр. Словом, здесь мы можем получить представление о многих важных биологических явлениях, связанных с жизнью животных.
Чтобы показать, какой богатый выбор биологических тем может дать изучение обитателей пресных водоемов, мы приводим ниже некоторые из тех вопросов, которые могут быть проработаны на этих объектах при самостоятельных занятиях экскурсантов.
1. Различные типы движения у водных животных.
1. Плавание при помощи различного типа плавников, находящихся на заднем конце тела: рыбы, тритоны, личинки стрекоз, личинки поденок, личинки водных жуков, личинки комаров и пр.
2. Плавание при помощи плавательных конечностей разнообразного строения, расширенных в виде лопастей или покрытых волосками: водные жуки, гладыш, гребляк, плавт и пр.; или стянутых плавательной перепонкой: лягушка.
3. Плавание при помощи волнообразных или змееобразных движений всего тела: вьюн, пиявки, личинки комаров, нематоды и пр.
4. Плавание при помощи отдачи, или водяного выстрела: личинки стрекоз.
5. Ползание по твердому субстрату при помощи конечностей с разнообразно устроенными крючками, зацепками и т. гг.: личинки насекомых, водяной паук, водные клещи и мн. др.
6. Ползание при помощи волнообразных сокращений мускулатуры тела: брюхоногие моллюски.
7. Ползание при помощи ресничек: планарии.
8. Передвижение при помощи пневматических органов: пиявки.
9. Скольжение по поверхности воды: водомерки, вертячки.
10. Передвижение, при котором организмы пользуются поверхностным натяжением жидкости: водомерки, вертячки, легочные моллюски, личинка мухи львинки и др.
II. Различные типы дыхания у водных животных.
1. Водное дыхание при помощи жабер: рыбы, головастики лягушек, тритоны, жаберные моллюски, водяной ослик.
2. Дыхание при помощи обмена газов всею поверхностью тела: пиявки, круглые черви, коретра и др.
3. Трахейно-жаберное дыхание: личинки стрекоз, поденок, ручейников, вислокрылок и пр.
4. Дыхание воздушное: легочные моллюски (прудовик, катушка и др.), водные клопы, жуки и их личинки, водяной наук, личинки комаров и мух, лягушка, три] он.
Одни животные для взятия атмосферного воздуха поднимаются на поверхность воды, другие выставляют из воды дыхательные трубки (водяной скорпион, личинка иловой мухи). Иные уносят с собой в поду значительные запасы воздуха (водяной паук, водные жуки, полные клопы).
III. Питание у водных животных.
1. Питание растительной пищей, например, молодыми побегами зеленых растений: моллюски, ручейники, водные гусеницы и пр., или гниющими растительными остатками: водяной ослик; а иногда органическими веществами, находящимися в сильной степени разложение иловая муха и др.
2. Питание животной пищей, которой питается большинство пресноводных обитателей, имеющих в спязи с этим различные приспособления для овладения добычей: маски стрекоз; хватательные челюсти личинок жуков; хватательные конечности водяного скорпиона, водомерки, плавта; хватательные усики коретры, мохло-никса и пр.
При этом добыча либо высасывается при помощи различных приспособлений: клопы, личинки плавунцов, пиявки, водяной паук; либо пожирается при помощи челюстей жующего типа: личинки стрекозы и пр.
IV Защитные приспособления у водных животных.
1. Быстрота передвижения, дающая возможность животным избегать врагов: личинки подйнок, личинки жука-плавунчика, вертячка, водомерка, гладыш, гребляк, личинки комаров, рыбы.
2. Охранительная окраска, которая делает животных незаметными среди окружающей природы. При этом животные подражают либо зеленым частям растений (личинки некоторых стрекоз, личинки поденок), либо отмершим частям растений (водяной ослик, водяной скорпион и др.), либо самому грунту водоема (личинки стрекоз, личинки веснянок), либо темной поверхности стоячих вод (водомерка). Иногда к охранительной окраске присоединяется и охранительная форма (водяной скорпион, похожий на отмерший лист, чехлики ручейников, похожие на различные растительные остатки или скопления раковинок, песчинок и т. п,, а также на предметы, упавшие в воду, например, на плоды ольхи).
3. Прозрачность тела, делающая животных невидимыми в воде: коретра.
4. Предупреждающая окраска. Яркие тона (например, красный), свойственны животным, Которые являются несъедобными вследствие едких выделений тела, ядовитости и т. п.: водные клещи (гидрака-рины).
5. Различные механические средства защиты в виде острых челюстей, игол, шипов и т. п.: типы колюшки, шипы личинки большого коромысла, сильные челюсти жуков и их личинок и т. п.
6. Развитие прочного наружного скелета, являющегося защитным панцирем для животных: панцирь ракообразных, раковины моллюсков и пр.
7. Автотомия, или самокалечение—способность самопроизвольно отбрасывать органы (самозащита). Такие утраченные органы обычно впоследствии восстанавливаются (регенерируют): водяные ослики, личинки стрекоз с трахейными жабрами, личинки поденок и др.
8. Развитие внутреннего скелета, являющегося средством защиты от поедания: кремневые иглы губок.
9. Защита при помощи вредных, едких, дурно пахнущих или ядовитых выделений: некоторые водные жуки (вертячки, полоскун), водные клещи, планарии и др.
10. Постройки животных как средство защиты: чехлики ручейников, домики водных бабочек, трубки мотыля, подводный колокол паука-серебрянки, ходы в тканях растений (личинки хирономид), и т. п.
V. Размножение у водных животных.
1. Половое размножение, продуктами которого является икра и студенистой оболочке (тритон, рыбы, лягушка, прудовик, катушка, битшшя, ручейник», комары-дергуны и цр.) или яйца разнообразной
формы, откладываемые Fia различные предметы и части растении как в воду, так и вне йоды, иногда пбуравливаемые и ткань растении (водные жуки, стрекозы Aeschna и Lestes, плавг и др.). Иногда яйца заключены в различной формы коконы (планарии, малая ложно-конская пиявка).
2. Бесполое размножение при помоши почкования (гидра, губки, мшанки).
3. Размножение при помощи покоящихся почек (стагобласты мшанок, геммулы губок).
4. Живорождение, при котором половые продукты вызревают в теле самки: лужанка, шарсвка.
5. Уход за потомством, который обнаруживается у некоторых водных животных, вынашивающих спою икру и охраняющих так или иначе свою молодь: пиявка-клспсипа, беззубка, водяной ослик, колюшка.
G. Полное и неполное превращение у водных насекомых. 7. Процессы линьки и вьиипления у видных насекомых (и особенности у личинок стрекоз, ПОДЁНОК, веснянок, комарчи и пр.).
VI. Явления симбиоза и паразитизма у водных ж и в о г н ы х.
1. Симбиоз животною и растения: одноклеточные нодоросли в теле-бодяги, гидры.
2. Явления паразитизма у водных клещей (их личинок), у личинок беззубки и пр.
Из вышеприведенного перечня видно, что водная (| аупа, если экскурсанты основагельпо с пей ознакомятся, дает довольно полное представление о многих важных биологических явлениях в жизни животных.
Перейдем теперь к способам рассмотрения выловленных на зоологических экскурсиях животных. Эго вопрос, в котором руководители экскурсий часто затрудняются. На школьных зоологических экскурсиях методы правильного показывания в особенности важны, потому чю объекты довольно мелки и в иных случаях едва различимы невооруженным глазом. Желая показатыюй манных животных, руководитель должен прежде всего подождать, пока не соберется вся группа. Прежде чем приступить к демонстрированию, надо образовать вокруг себя свобод ный круг, метра два в диаметре. Чем больше участников экскурсии, тем шире должен быть такой круг. Показывая объекты, руководитель медленно обносит их перед глазами присутствующих по внутренней периферии круга. Если обьек] досчаточно велик, то можно, стол в • ч ре круга и держа объект в руке, медленно поворачиваться иокру, собственной оси. Нсли объект мелок и к нему надо приглядываться, полезнее посадить животное а тот или иной сосуд с водой и
передать его на руки присутствующим, условившись раз навсегда, чтобы объекты передавались из рук в руки в определенном направлении, и, обойдя круг, возвращались к руководителю. Иногда необходимо посылать таким образом по рукам и более крупные объекты в тех случаях, где требуется подметить те или иные движения животных, мелкие детали их организации и пр. В более важных случаях надо, чтобы демонстрируемый объект обошел по кругу несколько раз.
Все эти указания относятся, разумеется, к экскурсиям в несколько десятков человек. В особенности важно придерживаться этих правил на экскурсиях с детьми, которые очень любят толпиться вокруг учителя, мешая его движениям и не давая возможности стоящим сзади видеть, что делается впереди. Вообще следует заметить, что число участников зоологической экскурсии ни в каком случае не должно быть чрезмерно велико. Предельной нормой следует считать 30 человек на одного руководителя. Большее количество участников значительно затрудняет ход экскурсии вследствие малой величины рассматриваемых объектов.
Чрезвычайно важно ие ограничиваться на зоологической экскурсии простым показыванием объектов, но но мере возможности привлекать учащихся к активной работе на экскурсии, ставя им определенные задания и предоставляя решать эти задания в той или иной форме самостоятельно. Даже просто наблюдение реальных фактов и явлений окружающей природы и точная их регистрация и фиксирование при помощи записи, плана, рисунка и т. д. есть педагогически ценная работа.
На экскурсии на водоем прежде всего важно привлечь учащихся к самому лову добычи. Каждый участник экскурсии должен явиться на экскурсию со своим сачком и несколькими баночками для размещения пойманных животных. В крайнем случае такой сачок может обслуживать небольшую группу (3—5) экскурсантов.
Начиная экскурсию, руководитель предлагает экскурсантам следующее простое задание: выловить из данного водоема и рассадить но баночкам возможно большее число различных видов водных животных, беря каждого вида не более одного-двух экземпляров. При этом рекомендуется вести счет числу пол манных видов и сравнивать свой улов с уловом соседей. Такого рода система удобна в том отношении, что каждый из участников экскурсии будет иметь у себя на руках те объекты, о которых пойдет речь, и рассмотрение этих объектов таким путем значительно упрощается.
Когда новые формы уже перестали попадаться и экскурсанты разместили свой улов по сосудам, начинается обзор собранного материала, причем руководитель дает нужные объяснения. Обзор удобнее начинать с тех форм, которые попались в большом числе и имеются у каждого. Затем можно перейти и к более редким находкам, которые имеются лишь в одиночных экземплярах.
Сбор материала может быть в значительной степени упорядочен, если учитель распределит работу учащихся таким образом, что одни йа них будут собирать животных, находящихся на поверхности воды, другие произведут обследование водных растений (элодеи, роголиста, рдестов), третьи направят свое внимание на донный лов и постараются добыть обитателей, ютящихся на дне водоемов и пр.
При обзоре пойманного материала возможно распределение и группировка его по тому или иному признаку (систематическому, биологическому и пр.), причем могут быть затронуты некоторые из указанных выше тем.
Непременным последствием всякой зоологической экскурсии должны быть более длительные наблюдения над принесенным с экскурсии живым материалом, который размещается по аквариумам. Начинающим могут быть даны программы таких наблюдений; образчиком подобного рода заданий могут служить работы, приведенные С. В. Гердом(см. его книгу «Живые животные вш^ле», Учпедгиз, Л., 1954).
Примерный план школьной экскурсии на пруд. В качестве примера приведем схематический план школьной экскурсии с учащимися средних классов на пресноводный водоем. Такие экскурсии, будучи очень доступны по материалу, проводятся чаще других.
Учащиеся являются на экскурсию с самодельным снаряжением в виде водных сачков и различных банок. Сачки могут быть изготовлены самими учащимися в школе или дома по способу, описанному выше (стр. 16). Каждое звено в 3—5 человек должно иметь отдельный сачок. Это очень важное условие, так как дает возможность привлечь учащихся к лову добычи. Каждое звено, а еще лучше — каждый участник экскурсии должны запастись сосудами для размещения пойманной добычи и ее удобного рассмотрения иа месте. Для первой цели пригодны всевозможные широкогорлые банки (из-под консервов) с навязанной на горло, в виде ручки, веревочкой. Для обзора улова очень удобны фарфоровые или фаянсовые тарелки, или обыкновенные чайные блюдечки (не стеклянные). На белом фоне удобно рассматривать мелких водных животных, из которых большинство темного цвета. Еще лучше — белые фотографические кюветки размером 9X12 или 13 X \’8 см. Для наблюдения прозрачных организмов, взвешенных в воде (вроде личинок коретры, мелких ракообразных), надо иметь небольшие стаканчики или широкие пробирки.
Экскурсия начинается с предварительного задания руководителя. Придя на место (например, на берег пруда), руководитель предлагает экскурсантам самостоятельно приступить к лову добычи. Задание формулируется примерно в такой форме.
— Хотя этот пруд кажется на вид безжизненным, на самом деле тут скрыта очень богатая и разнообразная жизнь, с которой мы хотим ознакомиться. Постарайтесь выловить из воды живущих в ней
обитателей и рассадите их по своим баночкам. Не берите помногу одинаковых форм—достаточно иметь по 1—2 экземпляра каждого вида. Наполните ваши банки чистой водой, не набивайте туда много водных растений. Перед тем как опускать пойманных животных в банку, ополаскивайте их в чистой воде, они загрязнены илом и т. д. Не кладите много животных в одну банку, иначе получится «живая каша», в которой будет трудно разобраться. Крупную добычу (рыбок, тритонов, водных жуков) отсаживайте в отдельные банки. Крупные виды моллюсков (вроде прудовиков, лужанок) тоже лучше не класть в банки с общей добычей, а собирать отдельно (в коробку и т. п.). Ведите счет пойманным животным. Когда насчитаете десяток видов, прекратите лов и займитесь приведением в порядок своего сбора.
Смысл этих наставлений сводится к тому, чтобы учащиеся не сделали из лова род спорта, как это часто бывает, и не превратили средства в цель. Задача сводится к тому, чтобы в руках каждого экскурсанта скопился подходящий материал, пригодный для использования на следующем этапе экскурсии. А таким этапом является обзор пойманной добычи.
Производится он следующим образом. Экскурсанты со своими банками и блюдечками усаживаются где-нибудь в удобном, сухом и уединенном месте, где нет отвлекающих моментов и посторонних зрителей, которые часто бывают помехой на таких экскурсиях. Затем начинается краткая беседа по поиоду пойманного материала. Руководитель начинает обзор с тех форм, которые встречаются чаще других и наверное имеются у всех экскурсантов в первом десятке видов. Речь идет, допустим, о крупной личинке стрекозы типа Aeschna. Руководитель берет такую личинку пинцетом, показывает экскурсантам и предлагает отыскать каждому среди своего улова подобное же насекомое и отсадить его на блюдечко. Убедившись, что экскурсанты имеют на руках данную форму, можно перейти к ее рассмотрению,
— Обратите внимание на форму тела личинки, ее цвет. Рассмотрите голову, глаза. Найдите «маску» у личинки, отогните маску и рассмотрите ее строение. Как личинка ползает по суше? Каково строение ее ног? Как она передвигается в воде? и т. д.
Для уяснения плавания личинки при помощи «водяного толчка», который получается в момент выбрасывания ею воды из анального отверстия, можно посадить личинку в тарелочку с небольшим количеством воды (вода должна едва покрывать личинку). В этих условиях вода, выбрызгиваемая личинкой, хорошо заметна. Иногда струйка выбрасывается даже в воздух.
Такие маленькие опыты вполне уместны на экскурсии, но увлекаться ими, как и вообще очень подробным рассмотрением форм на
экскурсии, не следует. Это задача длительных наблюдений в обстановке школы, в кружке и г. д. Учителю надо больше всею/спасаться многословия, не превращать обзор улова в урок, а тем более — в лекцию. Не следует говорить о том, чего нельзя непосредственно показать на пойманном материале, например, толковать о размножении Aeschna, если не имеется под рукой кладок стрекоз на водных растениях, сброшенных шкурок и т. д. Бесполезно упоминать о том, чего не найдено, но что «могло бы быть найдено». Надо помнить, что дать полный обзор строения и жизни того или другого организма на экскурсии невозможно, да и не нужно. Надо это оставить для классных уроков и групповых наблюдений. Материал экскурсии (мы говорим о школьной экскурсии обычного типа, которая должна уложиться в определенное количество отведенных для нее часов) по необходимое^ будет носить фрагментарный характер. Беды в этом никакой нет, так как мы давно уже отказались от идеи весь курс постройib на экскурсиях. Экскурсия — только зарядка, толчок к самостоятельному сближению с природой. Экскурсия — лишь один из видов школьной работы.
Описанным путем, не утомляя внимание экскурсантов излишними подробностями и отвлеченными разговорами, руководитель просматривает собранный материал и тем самым определяет значительную часть сбора «первого десятка». Но вот оказывается, что вездесущие формы исчерпаны и остаются менее обычные находки, которые имеются не у всех экскурсантов на руках. Тогда обзор следует прекратить и назначить «второй лов».
— Не берите уже известных вам животных из числа рассмотренных нами. Постарайтесь добыть те интересные формы, которые имеются только у Иванова, Петрова и т. д. Порасспросите Иванова, Петрова, где и при каких условиях они их изловили. Может быть что-нибудь и совсем новое поймаете…
Так начинается лов «второго десятка». Теперь внимание экскурсантов привлекают уже более мелкие формы, которыми они пренебрегли на первом этапе лова — в погоне за тритонами и крупными личинками стрекоз и водных жуков. Баночки наполняются личинками подёнок, комаров, может быть водными клещиками, мелкими ракообразными и т. д.
Через нужный промежуток следует второй обзор улова, построенный по типу первого, но с большим углублением в жизнь пигмеев водного мирка.
По этому же принципу возможен и следующий лов («третьего десятка»). Это зависит от ряда обстоятельств: подготовленности экскурсантов, их возраста, настроения, погоды и ряда других условий, которых заранее не учтешь. Опытный руководитель знает, когда следует подходить к концу. В качестве очень приблизительной нормы
можно ука«п>, что с }чащимися среднего возраста е ша ли целесообразно просматривать более двух десятков форм на одной экскурсии. А с младшими учащимися можно ограничиться и одним десяшом. Это не значит, что не следуе! давать ответов на индивидуальные вопростл интересующихся по поводу их улова. Можно указать Иванову или rieipOB), что он поймал такой-то редкий (сравни 1ельно) в данной местности вид, и сказать по этому поводу несколько слов, но это не значит, что след>е! вводить рассмотрение данного вида в программу общего обзора.
Повторяю, что все эти советы нося! условный характер. Может бьпь целесообразно разбивать улов не на «десятки», а как-нибудь по друюму. В иных случаях полезно прибегнуть к иным приемам лова Например, сперва собирают животных, находящихся на поверхности воды (вертячки, водомерки, некоторые моллюски и т д.), затем производя г донный лов (разные личинки, ручейники и пр.), далее обследуются водные растения (элодея, роюлист, часгуха, рдесты) и собираются животные, ютящиеся на них и в них. Словом, здесь можно предложить немало способов. Но желательно придер живаться одного условия, вызвать активность экскурсантов и подчинить беседу материалу, а не материал беседе.
Само собой поня1но, что все эти советы и указания относятся крабов (. учащимися средней школы. Взрослые участники экскурсий (студенты, учителя), которые могут работать самостоятельно, в таких указаниях не нуждаются.