Введение

Образовательное значение экскурсий. Зоологические экскурсии имеют большое образовательное значение, так как дают возможность более близко и конкретно ознакомиться с животным миром и наблюдать животных как в природе в естественной обстановке, так и в хозяйстве человека. Например, такие явления, как охранительная и предупреждающая окраски, различные приспособления для защиты и нападения, многообразные способы передвижения, дыхания, питания у животных, некоторые примеры паразитизма и т. Д., — все это надлежащим образом может быть подмечено и понято при непосредственном соприкосновении с природой. При правильной постановке экскурсии дают возиожность увидеть в природе не отдельные разбросанные формы и явления, но единое целое, где отдельные части тесно связаны и взаимно обусловлены. Кроме того, изучение зоологии в природе дает хорошую подготовку и к дальнейшим самостоятельным занятиям в этом направлении. Экскурсии в животноводческие хозяйства наглядно показывают, как человек путем подбора производителей, воспитания молодняка, хорошего содержания и правильного ухода за животными изменяет природу организма для практических целей: Особенности организации зоологических экскурсий. Отметим некоторые особенности зоологических экскурсий и природу, которые следует иметь в виду при их организации. Прежде всего надо указать на огромное разнообразие зоологических объекта», которые могут быть встречены на экскурсии. Достаточно сказать, Организация зоологических экскурсий что насекомые, с которыми здесь чаще всего приходится иметь дело, представляют обширнейший класс, по числу известных в науке видов превосходящий всех остальных животных. Одних жуков вчетверо больше, чем рыб, гадов, птиц и млекопитающих, вместе взятых. Число видов насекомых, составляющих, например, фауну Ленинградской области, равно приблизительно 10000. Может появиться мысль, что при таких1 условиях зоологические экскурсии в природу вовсе недоступны неспециалистам, например, педагогам-естественникам, которые не имеют возможности заниматься изучением многочисленных видов насекомых. Но если мы сумеем подобрать соответствующий материал, то окажется, что наша задача доступна и неспециалисту. Как это сделать — об этом будет речь ниже. Другая трудность зоологических.экскурсий в природу заключается в том, что материал их очень непостоянен в своем составе. Обследовав предварительно местность, ботаник может наверняка рассчитывать найти те или иные растения. Напротив того, у зоолога (кроме некоторых определенных случаев) такой уверенности не имеется. Чрезвычайно влияют на ход экскурсии такие обстоятельства, как температура, облачность и пр. Стоит, например, пойти дождю, и многих объектов зоологической экскурсии найти будет уже невозможно: они попрячутся в укромные места, где их можно обнаружить только случайно. Иногда бывает и так, что причиной неудачи являются саки экскурсанты, которые не умеют правильно подойти к объекту, например, неосторожно вспугнут птиц. В силу этих причин строить зоологическую экскурсию труднее ботанической: приходится считаться с переменным составом объектов вплоть до того, что могут быть не найдены даже такие формы, которые существенно необходимы для полноты рассмотрения намеченной темы.

Читать далее «Введение»