Введение

Образовательное значение экскурсий. Зоологические экскурсии имеют большое образовательное значение, так как дают возможность более близко и конкретно ознакомиться с животным миром и наблюдать животных как в природе в естественной обстановке, так и в хозяйстве человека. Например, такие явления, как охранительная и предупреждающая окраски, различные приспособления для защиты и нападения, многообразные способы передвижения, дыхания, питания у животных, некоторые примеры паразитизма и т. Д., — все это надлежащим образом может быть подмечено и понято при непосредственном соприкосновении с природой. При правильной постановке экскурсии дают возиожность увидеть в природе не отдельные разбросанные формы и явления, но единое целое, где отдельные части тесно связаны и взаимно обусловлены. Кроме того, изучение зоологии в природе дает хорошую подготовку и к дальнейшим самостоятельным занятиям в этом направлении. Экскурсии в животноводческие хозяйства наглядно показывают, как человек путем подбора производителей, воспитания молодняка, хорошего содержания и правильного ухода за животными изменяет природу организма для практических целей: Особенности организации зоологических экскурсий. Отметим некоторые особенности зоологических экскурсий и природу, которые следует иметь в виду при их организации. Прежде всего надо указать на огромное разнообразие зоологических объекта», которые могут быть встречены на экскурсии. Достаточно сказать, Организация зоологических экскурсий что насекомые, с которыми здесь чаще всего приходится иметь дело, представляют обширнейший класс, по числу известных в науке видов превосходящий всех остальных животных. Одних жуков вчетверо больше, чем рыб, гадов, птиц и млекопитающих, вместе взятых. Число видов насекомых, составляющих, например, фауну Ленинградской области, равно приблизительно 10000. Может появиться мысль, что при таких1 условиях зоологические экскурсии в природу вовсе недоступны неспециалистам, например, педагогам-естественникам, которые не имеют возможности заниматься изучением многочисленных видов насекомых. Но если мы сумеем подобрать соответствующий материал, то окажется, что наша задача доступна и неспециалисту. Как это сделать — об этом будет речь ниже. Другая трудность зоологических.экскурсий в природу заключается в том, что материал их очень непостоянен в своем составе. Обследовав предварительно местность, ботаник может наверняка рассчитывать найти те или иные растения. Напротив того, у зоолога (кроме некоторых определенных случаев) такой уверенности не имеется. Чрезвычайно влияют на ход экскурсии такие обстоятельства, как температура, облачность и пр. Стоит, например, пойти дождю, и многих объектов зоологической экскурсии найти будет уже невозможно: они попрячутся в укромные места, где их можно обнаружить только случайно. Иногда бывает и так, что причиной неудачи являются саки экскурсанты, которые не умеют правильно подойти к объекту, например, неосторожно вспугнут птиц. В силу этих причин строить зоологическую экскурсию труднее ботанической: приходится считаться с переменным составом объектов вплоть до того, что могут быть не найдены даже такие формы, которые существенно необходимы для полноты рассмотрения намеченной темы.

Образовательное значение экскурсий. Зоологические экскурсии имеют большое образовательное значение, так как дают возможность более близко и конкретно ознакомиться с животным миром и наблюдать животных как в природе в естественной обстановке, так и в хозяйстве человека. Например, такие явления, как охранительная и предупреждающая окраски, различные приспособления для защиты и нападения, многообразные способы передвижения, дыхания, питания у животных, некоторые примеры паразитизма и т. Д., — все это надлежащим образом может быть подмечено и понято при непосредственном соприкосновении с природой. При правильной постановке экскурсии дают возиожность увидеть в природе не отдельные разбросанные формы и явления, но единое целое, где отдельные части тесно связаны и взаимно обусловлены. Кроме того, изучение зоологии в природе дает хорошую подготовку и к дальнейшим самостоятельным занятиям в этом направлении. Экскурсии в животноводческие хозяйства наглядно показывают, как человек путем подбора производителей, воспитания молодняка, хорошего содержания и правильного ухода за животными изменяет природу организма для практических целей: Особенности организации зоологических экскурсий. Отметим некоторые особенности зоологических экскурсий и природу, которые следует иметь в виду при их организации. Прежде всего надо указать на огромное разнообразие зоологических объекта», которые могут быть встречены на экскурсии. Достаточно сказать, Организация зоологических экскурсий что насекомые, с которыми здесь чаще всего приходится иметь дело, представляют обширнейший класс, по числу известных в науке видов превосходящий всех остальных животных. Одних жуков вчетверо больше, чем рыб, гадов, птиц и млекопитающих, вместе взятых. Число видов насекомых, составляющих, например, фауну Ленинградской области, равно приблизительно 10000. Может появиться мысль, что при таких1 условиях зоологические экскурсии в природу вовсе недоступны неспециалистам, например, педагогам-естественникам, которые не имеют возможности заниматься изучением многочисленных видов насекомых. Но если мы сумеем подобрать соответствующий материал, то окажется, что наша задача доступна и неспециалисту. Как это сделать — об этом будет речь ниже. Другая трудность зоологических.экскурсий в природу заключается в том, что материал их очень непостоянен в своем составе. Обследовав предварительно местность, ботаник может наверняка рассчитывать найти те или иные растения. Напротив того, у зоолога (кроме некоторых определенных случаев) такой уверенности не имеется. Чрезвычайно влияют на ход экскурсии такие обстоятельства, как температура, облачность и пр. Стоит, например, пойти дождю, и многих объектов зоологической экскурсии найти будет уже невозможно: они попрячутся в укромные места, где их можно обнаружить только случайно. Иногда бывает и так, что причиной неудачи являются саки экскурсанты, которые не умеют правильно подойти к объекту, например, неосторожно вспугнут птиц. В силу этих причин строить зоологическую экскурсию труднее ботанической: приходится считаться с переменным составом объектов вплоть до того, что могут быть не найдены даже такие формы, которые существенно необходимы для полноты рассмотрения намеченной темы. К невыгодным сторонам зоологических экскурсий относятся еще и маленькие размеры большинства тех объектов, с которыми приходится иметь дело (насекомые). Иные объекты настолько незначительных размеров (тли и др.), что приходится вооружаться лупой для их рассмотрения. Другие объекты, напротив того, не допускают близко экскурсанта (как, например, птицы), и приходится прибегать уже не к лупе, а к биноклю. Все это, разумеется, осложняет ход экскурсии и тпебует заботы об особом техническом снаряжении. Организовать зоологическую экскурсию в природу труднее, чем экскурсию ботаническую, еще и потому, что растения чаще встречаются в массе, чем зоологические объекты. Приходя в подходящее место, вы можете предложить каждому экскурсанту взять в руки то или иное растение или его часть. На зоологической экскурсии сплошь и рядом приходится обойтись единичным пойманным экземпляром, который еще к тому же часто бывает очень мелким. Вот почему техника демонстрирования для зоологических экскурсий имеет особое значение, и ей следует учиться! Экскурсионные темы Наконец, заметим еще, что большинство животных, в особенности насекомых, приходится отыскивать, так как они ведут скрытный образ жизни, о чем мы уже говорили выше. Констатировать присутствие того или иного растения на ботанической экскурсии, посвященной высшим растениям, в большинстве случаев нетрудно. Для этого достаточно небольшого навыка. Не то на зоологической экскурсии. Насекомые скрываются под корою деревьев, во мху, среди травы и древесной листвы, где обнаружить их может лишь опытный глаз. Там, где начинающий не видит ничего, более искушенный руководитель обнаружит богатую добычу. Отсюда понятно, почему при организации зоологических экскурсий придается такое значение технике наблюдения, сбора и лова объектов и почему здесь имеется немало разнообразных предметов экскурсионного снаряжения, которому ниже посвящена отдельная глава. Из приведенного выше видно, что главным препятствием к широкому развитию зоологических экскурсий в природу были и остаются обширность и разнородность материала, а также пестрота и непостоянство его состава. Каким же способом преодолеть эти трудности? Это возможно путем известного ограничения экскурсионных объектов, подлежащих изучению. Из всей массы материала надо выделить определенную часть, на которой и сосредоточить внимание экскурсантов. Выделенные таким образом группы объектов должны представлять собою некоторые комплексы, в которых объекты связаны между собою определенными внутренними отношениями. В то же время эти комплексы должны отвечать еще следующим двум требованиям: они должны быть достаточно интересны в биологическом или хозяйственном отношении, и в то же время составляющие их формы должны быть так подобраны, чтобы начинающие могли в них ориентироваться без особенного труда и действительно изучить их на практике. , Само собою понятно, что наши методические указания и замечания относятся к экскурсиям в так называемую .дикую природу*. Экскурсии в . хозяйства, описанные в конце книги, не имеют тех особенностей и трудностей, какие указаны в настоящей главе. Особенности экскурсий в учреждения сельскохозяйственного значения отмечены при описании этих экскурсий. Экскурсионные темы. Вполне ясна необходимость определенных экскурсионных тем, которые и служат целям выделения наиболее важного и практически наиболее доступного материала. Существует несколько принципов группировки объектов на экскурсиях в природу. Прежде всего необходимо отметить принцип локальный, где материал группируется по связи со средой обитания и по месту нахождения объектов в природе. Это наиболее распространенный и, действительно, весьма удобный прием. Так возникают темы: «жизнь пресных вод», «жизнь леса>, «жизнь луга>, «вредители сада и огорода», «насекомые-мертвоеды», «животные почвы» и пр. В каждой из группировок рассматриваются наиболее типичные и чаще других встречающиеся формы. Этот принцип выделения на практике оказывается очень удобным, и экскурсионисты им широко пользуются. В основных чертах его придерживались и авторы этой книги. Необходимо заметить, что относящиеся сюда темы весьма различны по степени доступности для начинающих. Наиболее простыми и легкими будут те из них, которые обнимают небольшое число строго определенных объектов. Их сравнительно легко изучить и постоянно можно обнаружить в подходящих условиях. Такова прежде всего экскурсия по изучению пресноводных животных, самая популярная из всех. Она чаще всего и проводится на практике. Эта тема, действительно, имеет ряд исключительных достоинств, о которых более подробно сказано в соответствующей главе. Другая, тоже доступная, хотя очень узко ограниченная, тема — это изучение животных, встречающихся на трупах. Мертвоеды представляют собой немалый интерес в биологическом отношении, всегда легко могут быть обнаружены, а число относящихся сюда видов настолько незначительно, что изучить их не представляет труда. Такою же определенностью живого состава отличаются и экскурсии в плодовый сад и на огород, тем более, что литература, посвященная описанию вредителей, довольно обширна и общедоступна, так как имеет немаловажное практическое значение и вызвана к жизни интересами сельского хозяйства. Наиболее трудными темами среди намеченных выше будут экскурсии в лес и в особенности экскурсии на луг. Видовой состав фауны луга менее определенный, а кроме того, нет гарантии, что относящиеся сюда формы действительно будут обнаружены на экскурсии. Количество этих форм является очень условным, и от учителя зависит, в какой мере можно расширить или сузить рамки этой темы. Идя от простого к \’сложному, можно выдвинуть следующее практическое правило. Начинающим было бы желательно испробовать свои силы прежде всего на экскурсии в огород, плодовый сад или на водоем. Другой принцип деления экскурсий — сезонный, где материал группируется по временам года: «весенние экскурсии», «осенние экскурсии», «зимние экскурсии». В природе существуют такие формы животных, жизнедеятельность которых обнаруживается именно в тот или иной определенный период года, когда их особенно легко изучить в условиях экскурсии. Особенно серьезное значение имеет установление определенной зависимости между неорганической природой, количеством света и тепла, которое излучает солнце, и теми Экскурсионные темы явлениями в жизни животных, которые здесь имеют место и выражаются иногда в ряде весьма интересных биологических приспособлений. Что касается вопроса о доступности сезонных экскурсий, то они в общем труднее, чем экскурсии, построенные на чисто локальном принципе, и требуют большей подготовки. Самой легкой из них и, пожалуй, наиболее популярной, является ранневесен-няя экскурсия, так как количество форм, появляющихся весною, сравнительно невелико и легко может быть изучено. В то же время ранневесенняя экскурсия очень богата эмоциональными элементами, связанными с наблюдением пробуждающейся жизни после долгой холодной зимы. К числу интересных тем относится еще очень мало разработанная у нас тема о зимних зоологических экскурсиях, объекты которых весьма любопытны по своим биологическим особенностям, хотя осуществить эти экскурсии на практике далеко не всегда удобно, по сравнению с экскурсированием в более теплое время года. Сезонным экскурсиям в нашей книге отведена особая глава. Существует еще один принцип группировки экскурсионного материала, который можно было бы назвать биологическим. Здесь материал группируется по определенным, иногда довольно узко поставленным биологическим темам, например: «хищники и паразиты», «способы передвижения у животных» и пр. Эти экскурсионные темы также не принадлежат к числу легких и требуют от руководителя умения выделить из окружающей природы такие объекты и явления, которые характеризовали бы по возможности полно соответствующее биологическое явление и, базируясь на случайном материале экскурсии, все же дали бы более или менее законченную биологическую картину. Возможен, наконец, систематический принцип группировки экскурсионного материала, который иногда с успехом применяется. Он желателен там, где известная систематическая группа и биологически является типичной, будучи ограничена условиями своего существования. Такими темами являются, например, энтомологические экскурсии по отдельным отрядам насекомых (жуки, бабочки и пр.). Практикуются и экскурсии, посвященные еще более узким систематическим группам, интересным в том или ином биологическом отношении (например, короеды, ручейники, муравьи, тли и пр.). Наконец, получили важное значение зоологические экскурсии производственного характера — для ознакомления с животными как объектами хозяйственного значения. Таковы экскурсии на молочную ферму, на конеферму, на птичник, в рыбоводное хозяйство, на пасеку и т. п. В качестве примера в этой книге описаны следующие экскурсии: на товарную молочную ферму и в птицеводческое хозяйство. Особую категорию составляют экскурсии для ознакомления с дикими животными, содержимыми в зоологических садах. Этот тип экскурсий возможен только в больших городах, где такие сады имеются. Мы их здесь не касаемся. Музейные зоологические экскурсии не входят в план этой книги, которая посвящена экскурсионному изучению живых животных. Методика ведения экскурсий. В организационном отношении и в смысле методики ведения экскурсии весьма различны по своей трудности. Экскурсии в природу труднее проводить, чем экскурсии производственного характера, так как в хозяйствах почти всегда можно получить помощь со стороны обслуживающего персонала. Однако и такие экскурсии требуют подготовки, так как служащие на фермах не всегда могут и умеют показать именно то, что требуется, и дать соответствующие пояснения. Руководить же экскурсиями в природу надо основательно поучиться— как в смысле научного знания живого материала, так и в смысле применения тех или иных методических приемов. Опытные руководители экскурсий меньше нуждаются в. таких указаниях, но для начинающих, в особенности, если экскурсанты мало подготовлены, могут быть не бесполезными следующие практические советы. 1. Экскурсия должна быть предварительно подготовлена. В такую подготовку входит: а) выбор соответствующей экскурсионной темы и составление плана экскурсии; б) обследование той местности, куда предполагается направить экскурсию; в) составление точного путевого маршрута; г) предварительная беседа с участниками экскурсии, причем им делается ряд указаний относительно того, с какими вопросами им предстоит иметь дело, как подойти к материалу экскурсии, что следует предварительно изучить, что необходимо заранее смастерить, изготовить, что надо взять с собой в дорогу и т. д. Без такой тщательной подготовки экскурсия может потерпеть неудачу. Недостаточно продуманный маршрут и плохо изученная местность сулят ряд неприятных сюрпризов в смысле отсутствия тех или иных нужных для намеченной цели объектов. В результате тема ломается, комкается, и экскурсия теряет цельность и стройность. Неподготовленные экскурсанты отнесутся к экскурсии пассивно, без достаточного интереса и не сумеют извлечь из нее той пользы, которую могли бы получить при других обстоятельствах. Приведем конкретный пример. Предположим, что руководитель желает провести экскурсию на пресный водоем с группой учащихся, которые до того времени на такой экскурсии не бывали. В чем будет состоять предварительная подготовка к ней? Прежде всего руководитель посетит тот водоем, куда предположено направить экскурсию (если, конечно, этот водоем ему не- Методика ведения экскурсий достаточно известен). Ознакомившись с его фауной и найдя ее достаточно богатой, а берега пруда—доступными для лова, руководитель устанавливает способ передвижения экскурсантов (пешком, в трамвае и т. д.) и применительно к этому определяет продолжительность экскурсии, назначая время и место сбора участников. На предварительной беседе с экскурсантами руководитель, прежде всего, указывает тему и цель экскурсии, сообщает план экскурсии и ее содержание (что будут изучать и с какой целью); дает некоторые сведения об условиях жизни в водной среде, знакомит с необходимым для экскурсии снаряжением и сообщает путевой маршрут (в иных случаях по карте местности). Все это, разумеется, необходимо сделать своевременно, чтобы экскурсия не застала участников врасплох и они могли бы к ней подготовиться, 2. Второе правило касается самого ведения экскурсии и может быть формулировано так: говори на экскурсиях только о том, что можешь показать. Это очень важное требование, которое часто нарушается начинающими руководителями. Экскурсия ни в каком случае не должна превращаться в лекцию под открытым небом. Всякого многословия, длинных объяснения, не сопровождающихся изучением объектов, следует избегать. Если они необходимы, то их следует отнести на предварительную доэкскурсионную беседу с участниками. Ни в каком случае не следует для сохранения цельности плана экскурсии рассказывать на словах о том, что относится к данной теме, но на экскурсии по той или другой причине не обнаружено. Подобные ошибки всегда расхолаживают экскурсантов и делают их пассивными слушателями. 3. Всюду, где это только возможно, надо стремиться к тому, чтобы изучаемые объекты имелись не только в руках руководителя, но и в руках каждого из участников вкскурсии. Если этого сделать нельзя, то имеющиеся в единичных экземплярах мелкие объекты обносятся по кругу слушателей или пускаются по рукам. Для этой цели руководитель может подобрать себе помощников из числа экскурсантов. Давая объяснения, необходимо так рассчитать время, чтобы экскурсанты успели хорошо рассмотреть объекты, записать их названия и пр. Всякое пренебрежение этой стороной дела в значительной мере обесценивает экскурсию. 4. Не менее важное требование — активность участников экскурсии. Экскурсия не должна состоять в том, чтобы участники ее пассивно следовали за руководителем, смотрели на то, что он показывает, и выслушивали его объяснения. Дело должно быть организовано так, чтобы экскурсанты принимали живейшее участие в лове и собирании добычи и имели бы ряд определенных вполне самостоятельных заданий, которые они должны решить на экскурсии. Организация зоологических экскурсий Пример лучше всего пояснит нам, в чем тут дело. Предположим, что группа экскурсантов посетила под осень сад, где есть несколько яблонь, покрытых теперь уже пожелтевшими листьями, которые заражены яблонной тлей (Aphis pomi Deg.) — обычный объект энтомологических школьных экскурсий. Тут можно поступить двояким образом. Можно рассказать участникам экскурсии о яблонной тле, ее развитии и показать при этом листочек, покрытый тлями, и веточку, на которой внимательный глаз отличит блестящие тельца — зимние яйца тлей. Так это обычно и делают. Но можно поступить и иначе: подведя экскурсантов к яблоне, на которой они сперва ничего не замечают, предложить им внимательно рассмотреть нижнюю поверхность листьев и рассказать, что они там найдут. Когда насекомые открыты, руководитель предлагает рассмотреть тлей на разных листьях, сравнить между собой и ответить на вопрос, все ли они одинаковы, какая разница между отдельными особями и т. д. Покрытые тлями листья рекомендуется взять с собой, чтобы в школе зарисовать молодых и взрослых тлей и крылатых особей, а также сброшенные при линьке шкурки. Таким же порядком отыскиваются яйца тлей, на что нужно больше времени и внимания. Ставится вопрос, почему яйца отложены на ветвях, когда сами тли живут на листьях, и т. д. Рекомендуется осмотреть соседнее дерево (допустим, черемуху или дерен) и выяснить, если там есть тли, чем они отличаются от яблонной тли и пр. 5. Остается последнее требование, которое заключается в необходимости закрепить материал экскурсии в памяти участников последующей его проработкой. Эта послеэкскурсионная проработка, как показывает опыт, также имеет немаловажное значение, и экскурсия очень много теряет, если она остается незавершенной. Значение и сущность лослеэкскурсионной работы заключаются в следующем: необходимо восстановить в памяти участников весь ход экскурсии, более подробно разъясняя все виденное и дополняя и углубляя отдельные затронутые на экскурсии вопросы. При этом частные детали связываются в одно целое, и экскурсия оставляет то единство впечатления, которое так важно в образовательном смысле. В школьной практике послеэкскурсионная проработка выливается в следующие формы: коллективный рассказ учащихся о том, что они видели, с дополнениями и пояснениями учителя; практические занятия и длительные наблюдения в школьной лаборатории и в уголках живой природы над объектами, принесенными с экскурсии, что является важнейшим моментом изучения материала экскурсии; составление -отчетов и рефератов о виденном на экскурсии с описанием своих впечатлений; экскурсионная выставка из собранного и отчасти монтированного в школьной лаборатории материала и т. п. В нашей книге приводится очень много материала, гораздо больше, чем можно проработать преподавателю при прохождении зоологии в средней школе. Этот материал, однако, может значительно облегчить самостоятельную работу учащихся. В основном мы рассчитываем, что это пособие послужит для самостоятельной проработки как для лиц, преподающих зоологию, так и для студентов вузов, для чего по отдельным темам указана важнейшая литература, которая поможет интересующимся углубить и расширить свои знания за пределы, намеченные в этой книге.