Весну можно назвать временем особенно благоприятным для экскурсий главным образом по той причине, что она следует за зимой, когда экскурсирование по самому существу дела сводится к минимуму. Для всех интересующихся явлениями природы особенно отрадно наблюдать пробуждающуюся жизнь животных и растений и видеть, как постепенно развертываются все шире и шире картины сложных соотношений между отдельными организмами и окружающей средой. Конечно, лето — это разгар жизни, и следовательно, летом мы находим наиболее обильный зоологический материал, но и весной проявлений жизни животных более чем достаточно. Главными моментами, на которые следует обращать внимание па весенних экскурсиях, можно считать следующие.
Весну можно назвать временем особенно благоприятным для экскурсий главным образом по той причине, что она следует за зимой, когда экскурсирование по самому существу дела сводится к минимуму. Для всех интересующихся явлениями природы особенно отрадно наблюдать пробуждающуюся жизнь животных и растений и видеть, как постепенно развертываются все шире и шире картины сложных соотношений между отдельными организмами и окружающей средой. Конечно, лето — это разгар жизни, и следовательно, летом мы находим наиболее обильный зоологический материал, но и весной проявлений жизни животных более чем достаточно. Главными моментами, на которые следует обращать внимание па весенних экскурсиях, можно считать следующие.
1. Нахождение таких видов животных, которые могут быть названы специально весенними формами, т. е. такими, которые обнаруживают свою деятельность именно в это время года, а в иное время встречаются где-нибудь в скрытых местах и не могут служить подходящими объектами для изучения на экскурсиях: речь идет здесь, главным образом, о насекомых и именно их имагинальной стадии, т. е. состоянии взрослого насекомого, когда оно может приступать к размножению.
2. Специальные особенности весенних форм, как, например, отношение их к весенним растениям (пища, сходство в окраске и т. п.).
3. Указания на то, в каком состоянии проводили находимые животные зимнее время, находились ли они в такой же стадии развития, как и зимой, или с наступлением тепла произошли изменения в их жизни, как, например, выход из яиц гусениц, вылупление из куколок различных насекомых и т. п.
4. Связь между временем появления животных и температурой (ранняя и поздняя весна и т. д.).
Весенние экскурсии могут быть разделены, конечно, условно, на два периода: ранневесенние, когда животная жизнь только начинает пробуждаться, и поздневесенние, т. е. такие, когда весна вполне вступила в свои права.
Что касается количества материала, находимого на весенних экскурсиях, то само собой ясно, что по мере приближения лета он становится все более и более обильным. В начале весны мы можем обнаружить, конечно, лишь немного животных, поэтому на ранне-весенних экскурсиях приходится использовать все доступные места в данном районе, т. е. не ограничиваться лесом, полем или садом, как это можно делать летом. В более позднее весеннее время могут быть предприняты отдельные экскурсии в лес; что же касается лугов, полей и плодового сада, то разделять эти экскурсии, в силу недостаточно обильного материала, нет оснований; экскурсии же на огород весной почти отпадают, так как разве только в самом конце весеннего периода, когда началась высадка капустной рассады на гряды или взошла уже редиска, можно кое-что найти в огороде (в парниках можно обнаружить некоторых огородных вредителей и ранее, но они не удобны для осмотра экскурсантами).
1. Нахождение таких видов животных, которые могут быть названы специально весенними формами, т. е. такими, которые обнаруживают свою деятельность именно в это время года, а в иное время встречаются где-нибудь в скрытых местах и не могут служить подходящими объектами для изучения на экскурсиях: речь идет здесь, главным образом, о насекомых и именно их имагинальной стадии, т. е. состоянии взрослого насекомого, когда оно может приступать к размножению.
2. Специальные особенности весенних форм, как, например, отношение их к весенним растениям (пища, сходство в окраске и т. п.).
3. Указания на то, в каком состоянии проводили находимые животные зимнее время, находились ли они в такой же стадии развития, как и зимой, или с наступлением тепла произошли изменения в их жизни, как, например, выход из яиц гусениц, вылупление из куколок различных насекомых и т. п.
4. Связь между временем появления животных и температурой (ранняя и поздняя весна и т. д.).
Весенние экскурсии могут быть разделены, конечно, условно, на два периода: ранневесенние, когда животная жизнь только начинает пробуждаться, и поздневесенние, т. е. такие, когда весна вполне вступила в свои права.
Что касается количества материала, находимого на весенних экскурсиях, то само собой ясно, что по мере приближения лета он становится все более и более обильным. В начале весны мы можем обнаружить, конечно, лишь немного животных, поэтому на ранне-весенних экскурсиях приходится использовать все доступные места в данном районе, т. е. не ограничиваться лесом, полем или садом, как это можно делать летом. В более позднее весеннее время могут быть предприняты отдельные экскурсии в лес; что же касается лугов, полей и плодового сада, то разделять эти экскурсии, в силу недостаточно обильного материала, нет оснований; экскурсии же на огород весной почти отпадают, так как разве только в самом конце весеннего периода, когда началась высадка капустной рассады на гряды или взошла уже редиска, можно кое-что найти в огороде (в парниках можно обнаружить некоторых огородных вредителей и ранее, но они не удобны для осмотра экскурсантами).