Методические советы руководителю экскурсии

Успех экскурсии в значительной степени зависит от правильной ее организации и методики проведения. В свою очередь, правильная организация экскурсии невозможна без учета особенностей изучаемых объектов.
Своеобразие птиц как объектов зоологической экскурсии заключается не только в их многочисленности и заметности, о чем мы только что говорили. Необходимо учитывать и другие особенности птиц, затрудняющие проведение экскурсий. Основные из них следующие.
Большая подвижность птиц. На экскурсиях по зоологии беспозвоночных мы, как правило, можем, найдя нужный нам объект, взять его в руки и изучить строение животного вплоть до деталей. На орнитологических экскурсиях это возможно только по отношению к гнездам, яйцм и птенцам некоторых птиц. Взрослая же птица иногда позволяет наблюдать ее лишь несколько секунд, а на полете и того меньше. За столь короткое время, конечно, трудно всем участникам экскурсии отыскать птицу глазами, рассмотреть строение, подметить особенности ее поведения, голоса и т. п. Это вообще невозможно без отличной дисциплины, которая, в свою очередь, почти целиком зависит от наличия интереса у экскурсантов, от их желания увидеть и услышать как можно больше. Интерес учащихся к экскурсии — залог ее успеха. В связи с этим на орнитологических экскурсиях необходимо, прежде всего, приучать экскурсантов самих наблюдать, слушать и замечать, так как настоящий интерес к изучению живой природы появляется на экскурсиях только тогда, когда участники ее до известной степени сами становятся исследователями природы.
Вступительная беседа перед экскурсией обязательна, но она должна быть предельно краткой и четкой и проводиться непосредственно в лесу, в поле и т. п. Очень хорошо, если руководитель имеет возможность провести вступительную беседу неподалеку от удобного объекта (гнездо с птенцами, гнездовая колония береговых ласточек и т. п.), чтобы сразу же подкрепить свои слова фактическим материалом и тем самым заинтересовать экскурсантов еще в начале экскурсии.