Успех экскурсии в значительной степени зависит от правильной ее организации и методики проведения. В свою очередь, правильная организация экскурсии невозможна без учета особенностей изучаемых объектов.
Своеобразие птиц как объектов зоологической экскурсии заключается не только в их многочисленности и заметности, о чем мы только что говорили. Необходимо учитывать и другие особенности птиц, затрудняющие проведение экскурсий. Основные из них следующие.
Большая подвижность птиц. На экскурсиях по зоологии беспозвоночных мы, как правило, можем, найдя нужный нам объект, взять его в руки и изучить строение животного вплоть до деталей. На орнитологических экскурсиях это возможно только по отношению к гнездам, яйцам и птенцам некоторых птиц. Взрослая же птица иногда позволяет наблюдать ее лишь несколько секунд, а на полете и того меньше. За столь короткое время, конечно, трудно всем участникам экскурсии отыскать птицу глазами, рассмотреть строение, подметить особенности ее поведения, голоса и т. п. Это вообще невозможно без отличной дисциплины, которая, в свою очередь, почти целиком зависит от наличия интереса у экскурсантов, от их желания увидеть и услышать как можно больше. Интерес учащихся к экскурсии — залог ее успеха. В связи с этим на орнитологических экскурсиях необходимо, прежде всего, приучать экскурсантов самих наблюдать, слушать и замечать, так как настоящий интерес к изучению живой природы появляется на экскурсиях только тогда, когда участники ее до известной степени сами становятся исследователями природы.
Вступительная беседа перед экскурсией обязательна, но она должна быть предельно краткой и четкой и проводиться непосредственно в лесу, в поле и т. п. Очень хорошо, если руководитель имеет возможность провести вступительную беседу неподалеку от удобного объекта (гнездо с птенцами, гнездовая колония береговых ласточек и т. п.), чтобы сразу же подкрепить свои слова фактическим материалом и тем самым заинтересовать экскурсантов еще в начале экскурсии.
Своеобразие птиц как объектов зоологической экскурсии заключается не только в их многочисленности и заметности, о чем мы только что говорили. Необходимо учитывать и другие особенности птиц, затрудняющие проведение экскурсий. Основные из них следующие.
Большая подвижность птиц. На экскурсиях по зоологии беспозвоночных мы, как правило, можем, найдя нужный нам объект, взять его в руки и изучить строение животного вплоть до деталей. На орнитологических экскурсиях это возможно только по отношению к гнездам, яйцам и птенцам некоторых птиц. Взрослая же птица иногда позволяет наблюдать ее лишь несколько секунд, а на полете и того меньше. За столь короткое время, конечно, трудно всем участникам экскурсии отыскать птицу глазами, рассмотреть строение, подметить особенности ее поведения, голоса и т. п. Это вообще невозможно без отличной дисциплины, которая, в свою очередь, почти целиком зависит от наличия интереса у экскурсантов, от их желания увидеть и услышать как можно больше. Интерес учащихся к экскурсии — залог ее успеха. В связи с этим на орнитологических экскурсиях необходимо, прежде всего, приучать экскурсантов самих наблюдать, слушать и замечать, так как настоящий интерес к изучению живой природы появляется на экскурсиях только тогда, когда участники ее до известной степени сами становятся исследователями природы.
Вступительная беседа перед экскурсией обязательна, но она должна быть предельно краткой и четкой и проводиться непосредственно в лесу, в поле и т. п. Очень хорошо, если руководитель имеет возможность провести вступительную беседу неподалеку от удобного объекта (гнездо с птенцами, гнездовая колония береговых ласточек и т. п.), чтобы сразу же подкрепить свои слова фактическим материалом и тем самым заинтересовать экскурсантов еще в начале экскурсии.
Успех экскурсии в значительной степени зависит от правильной ее организации и методики проведения. В свою очередь, правильная организация экскурсии невозможна без учета особенностей изучаемых объектов.
Своеобразие птиц как объектов зоологической экскурсии заключается не только в их многочисленности и заметности, о чем мы только что говорили. Необходимо учитывать и другие особенности птиц, затрудняющие проведение экскурсий. Основные из них следующие.
Большая подвижность птиц. На экскурсиях по зоологии беспозвоночных мы, как правило, можем, найдя нужный нам объект, взять его в руки и изучить строение животного вплоть до деталей. На орнитологических экскурсиях это возможно только по отношению к гнездам, яйцам и птенцам некоторых птиц. Взрослая же птица иногда позволяет наблюдать ее лишь несколько секунд, а на полете и того меньше. За столь короткое время, конечно, трудно всем участникам экскурсии отыскать птицу глазами, рассмотреть строение, подметить особенности ее поведения, голоса и т. п. Это вообще невозможно без отличной дисциплины, которая, в свою очередь, почти целиком зависит от наличия интереса у экскурсантов, от их желания увидеть и услышать как можно больше. Интерес учащихся к экскурсии — залог ее успеха. В связи с этим на орнитологических экскурсиях необходимо, прежде всего, приучать экскурсантов самих наблюдать, слушать и замечать, так как настоящий интерес к изучению живой природы появляется на экскурсиях только тогда, когда участники ее до известной степени сами становятся исследователями природы.
Вступительная беседа перед экскурсией обязательна, но она должна быть предельно краткой и четкой и проводиться непосредственно в лесу, в поле и т. п. Очень хорошо, если руководитель имеет возможность провести вступительную беседу неподалеку от удобного объекта (гнездо с птенцами, гнездовая колония береговых ласточек и т. п.), чтобы сразу же подкрепить свои слова фактическим материалом и тем самым заинтересовать экскурсантов еще в начале экскурсии.
В процессе проведения экскурсии следует время от времени давать краткие групповые задания: обыскать, например, какой-нибудь участок местности с целью нахождения на нем птичьих гнезд или организовать коллективное выпугивание из травы токующего коростеля или перепела и т. п. Неплохо также организовать показательное кольцевание птенцов, ввятых из найденных гнезд, или закольцевать специально пойманную в западню взрослую птицу. После этого, конечно, должна быть проведена краткая беседа о научном и практическом значении кольцевания птиц и о тех масштабах, в которых это мероприятие проводится в нашей стране. При нахождении гнезда с птенцами большой синицы, мухоловки-пеструшки или, например, скворца, следует всей группой, во главе с экскурсоводом, подсчитать количество кормовых прилетов птиц к гнезду хотя бы в течение 5—10 минут. Это всегда заинтересовывает экскурсантов и, одновременно, дает им наглядное представление о пользе насекомоядных птиц и количестве истребляемых ими насекомых. Очень полезно руководителю овладеть методикой изучения питания гнездовых птенцов, чтобы иметь возможность продемонстрировать на экскурсии способы изучения питания птиц, а также показать тех насекомых, которыми питаются птицы.\’
Умение на манок или свистом подманивать к себе птиц (рябчика, перепела, кукушку, иволгу, вйрона и др.) также следует признать хорошим средством, которое может быть использовано руководителем, для привлечения внимания экскурсантов к изучаемому объекту. Одним словом, у преподавателя, который сам с интересом идет на экскурсию, имеется немало средств и возможностей заинтересовать экскурсантов и привить им навыки натуралиста.
Особенно важен исследовательский элемент на экскурсиях с юннатами.
Осторожность большинства птиц. Птицы, как правяло, бывают осторожными и близко к себе не подпускают, и даже на расстоянии позволяют себя разглядеть далеко не всегда. Обычно их удается увидеть и хорошо рассмотреть, когда их не беспокоит присутствие людей. И для того чтобы на экскурсиях по изучению птиц многое можно было увидеть и услышать, надо, прежде всего, самим экскурсантам стараться быть возможно менее видимыми и слышимыми. Это следует всегда помнить.
Таким образом, эти особенности поведения птиц не позволяют проводить экскурсию с большим количеством учащихся, ибо необходимые для ознакомления с птицами условия тишины и осторожности трудно создать, если число участников экскурсии велико. Нормальное число экскурсантов—10—15.
При появлении в лесу человека, а тем более группы людей, птицы обычно затаиваются а начинают вести себя тихо и незаметно. По прошествии же некоторого времени, когда птицы привыкнут к виду людей, они опять начинают двигаться, кормиться я т. п. и снова становятся заметными. Эту особенность поведения птиц необходимо учитывать. Поэтому на орнитологических экскурсиях надо стараться продвигаться не только по возможности бесшумно, но я не быстро, делая довольно частые 3—5-минутные остановки, во время которых следует приучать экскурсантов напрягать зрение и слух. Это правило особенно необходимо соблюдать в лесу на весенне-летних экскурсиях, когда птицы распределены по территории более или менее равномерно и когда вовсе не обязательно совершать далекие переходы в поисках мест скоплений птиц, как это необходимо бывает осенью или зимой.
Осторожность птиц вызывает необходимость сохранять определенный порядок продвижения экскурсантов по местности. Идти надо не растягиваясь, довольно кучно. Впереди обязательно должен находиться руководитель, который во-время останавливает группу и показывает объект так, чтобы его могли увидеть все участники экскурсии. Остановка должна сочетаться с полной тишиной. К этому надо все время приучать экскурсантов. В противном случае не будет слышно ни птицы, ни преподавателя, который, из боязни спугнуть птицу, обычно должен говорить тихо.
При продвижении в лесу надо выбирать такие места, где экскурсия могла бы пройти без особого шума и треска. Для этой цели хороши лесные просеки, дороги, тропинки, окраины вырубок и т. п.
В то же время никогда не следует забывать и того, что весной и летом очень многие птицы теряют осторожность и даже сами подлетают к наблюдателю, позволяя рассматривать себя на близком расстоянии. Это бывает в той случае, когда удается найти их гнездо или птенцов.
В связи с этим во время экскурсирования по лесу, лугу, полю и т. п. надо всегда стараться обнаружить птенцов и найти возможно большее количество жилых птичьих гнезд, которые уже сами по себе представляют большой интерес. О том, как следует искать птичьи гнезда и птенцов, речь будет впереди. Здесь же мы только укажем на то, что для успеха орнитологической экскурсии весьма желательно, чтобы руководитель во время предварительной рекогносцировки местности заранее нашел бы несколько птичьих гнезд и хорошо запомнил бы их местонахождение. Известный «запас» таких гнезд всегда очень помогает проведению экскурсии, а подчас бывает просто необходим, ибо на самой экскурсии преподавателю иногда вовсе не удается найти нужный материал по биологии размножения птиц.
Отметим, наконец, что очень большую помощь в проведении зоологических экскурсий по птицам может оказать привлечение птиц, а также их подкормка, регулярно проводимые на школьном учебно-опытном участке или в близлежащем лесу, парке, саду. Птицы, привлеченные человеком, обычно бывают менее осторожными, благодаря чему они с ббльшим успехом могут быть использованы для показа, нежели птицы, обитающие вдали от человеческих поселений. Кроме того, если привлечение птиц осуществлять путем развески искусственных гнездовий с открывающимися крышками, то руководитель с успехом может показать учащимся различные моменты из жизни птиц-дуплогнезднйков, которые обычно не удается наблюдать у птиц, живущих в естественных дуплах.
Большое количество видов птиц и разнообразие звуков, издаваемых ими. Эти особенности птиц делают трудным ведение экскурсий, главным образом, в весенне-летний период, когда количество видов птиц, обитающих в наших широтах, увеличивается примерно в три раза по сравнению с зимним составом орнитофауны (если не считать пролетных птиц). Опыт показывает, что весной и летом (май-июль) в средней полосе на каждой экскурсии обычно встречается от 30 до 50 видов птиц. Если учесть, что окраска оперения многих из них бывает различной — в зависимости от пола или возраста, то станет ясно, что разбираться в видовом составе птиц по окраске их оперения нелегко, даже в том случае, если иметь возможность разглядывать птиц на близком расстоянии. К тому же, надо иметь в виду, что в природных условиях вообще окраска птиц часто теряется и бывает трудно различима. Оперение, величина и форма тела многих близких видов (пеночки, славки, камышевки) бывают очень похожими. Все это сильно затрудняет определение птиц в природе по их внешнему облику и, одновременно, заставляет обращать внимание на другие признаки: место обитания птицы, манеру держаться и двигаться, ее голос. Особенно важно знать птичьи голоса. По характеру звука, воспроизведенного птицей, можно, не видя ее, безошибочно определить ее местонахождение и вид, а иногда даже и то, что она делает. Для этого нужна только соответствующая тренировка слуха.
Если, например, в один из ясных теплых дней мая или июня выбраться рано утром в лиственную рощу или старый парк, то вас буквально оглушит птичий концерт. Птицы каждого вида поют или кричат на свой лад. Когда птиц много, отдельные песни сливаются в сплошной гомон и непривычному уху кажется, что все птицы поют одинаково.
Нужна действительно большая тренировка, чтобы безошибочно определять, какому виды птицы принадлежит тот или иной голос. Первоначально руководитель должен научить учащихся различать в общем хоре отдельные голоса. С этого, собственно говоря, и следует начинать знакомство с голосами птиц.
Приведя экскурсантов на опушку или участок леса, где можно одновременно слышать пение нескольких птиц, полезно, например, задать учащимся следующий вопрос: Сколько видов птиц можете различить вы по голосу, не сходя с этого места? Задача обычно решается с большим интересом, хотя ответ и редко бывает правильным. Очень важно, что при этом учащиеся на собственном опыте сразу же убеждаются в необходимости создать тишину, для того чтобы услышать голоса птиц.
В дальнейшем надо постепенно, переходить к определению и запоминанию голосов отдельных видов птиц. Знакомиться надо первоначально с наиболее простыми и характерными напевами, а затем постепенно переходить к определению птиц, поющих более сложно. Опыт показывает, что экскурсанты легче всего запоминают песню зяблика, большой синицы, пеночки-теньковки и труднее всего распознают голоса зарянки, пересмешника, щегла.
Характеризовать пение встречающихся на экскурсиях птиц мы будем ниже. Сейчас же укажем, что для того, чтобы разбираться в птичьих голосах, недостаточно знать только их пение. Для очень многих птиц характерна способность, помимо песни, производить, при соответствующем физиологическом состоянии, еще ряд различных звуков, имеющих определенное биологическое значение: призывный крик, сигнал тревоги, позывы, выражающие настороженность или угрозу, перекличка на большом расстоянии и близком и т. п. Эти звуки столь же характерны для вида, как и пение, и, зная их, можно определить не только присутствие, но и состояние птицы. Например, по характерному «твуть-твуть-твуть.. .> сразу узнаешь чем-нибудь встревоженного поползня. Тихое и редкое отрывистое
цыканье: «цк………цк……..> (призывный крик) или визгливое,
громкое и быстрое «тикстикстикстикс…» (сигнал тревоги) — выдают певчего дрозда и т. п. Многие птицы способны издавать чрезвычайно разнообразные звуки. В этом отношении особенно замечательны • наиболее многочисленные у нас, чаще всего попадающиеся на экскурсиях представители отряда воробьиных, а среди них — синицы и дрозды. У большой синицы, например, помимо пения, установлено около 20 различных выкриков, имеющих определенное значение (Пронптов и Лукина, 1945). Среди наших птиц только аисты во взрослом состоянии являются безголосыми птицами, хотя и они способны выражать свое громким щелканьем клюва или топотом ног. Чаще всего, однако, в период размножения бывают слышны песни птиц и их крики тревоги.
Таким образом, на орнитологических экскурсиях зоолог нередко сталкивается с большим разнообразием птичьих голосов. Знание их очень важно для тех, кто хочет поближе познакомиться с птицами и* изучить их жизнь. Умение же разбираться в звуках, издаваемых птицами, достигается не сразу. Помочь этому — одна из задач настоящего пособия.
Разнообразие форм поведения птиц. Птицы одного и того же вида ведут себя различно, в зависимости от физиологического состояния, а также от времени, места и характера деятельности. Например, дрозд-белобровик у гнезда с птенцами или этот же дрозд в зарослях кустов на пролете, по характеру поведения — две совершенно различные птицы. В первом случае это существо громко трещащее, щелкающее клювом и вьющееся над головой у наблюдателя, во втором — птица чрезвычайно осторожная, быстрая и скрытная, лишь иногда издающая негромкий дребезжащий тонкий свист (позыв). Движения и повадки этого же дрозда неодинаковы и зависят от того, держится ли он на земле или на ветвях деревьев, кормится или поет, выкармливает птенцов или насиживает кладку, очищается от паразитов или устраивается на ночевку и т. п. Все стороны жизнедеятельности птиц перечислить здесь невозможно. Подробное описание биологии даже одного вида нередко составляет содержание целой книги. На экскурсиях же, как мы только что упоминали, обычно встречается от 30 до 50 видов птиц. При этом многие из них попадаются на глаза неоднократно и в разной обстановке, давая тем самым возможность познакомиться с различными сторонами их жизнедеятельности.
Как, спрашивается, должен вести себя руководитель при таком обилии материала? В этом случае лучше ограничить число рассматриваемых объектов, но зато полнее осветить биологию каждого из пих. Означает ли это, что преподаватель при первой встрече с каким-либо видом птицы должен изложить о ней все, что он знает?— Ни в коем случае! Это, во-первых, потребует слишком много времени и, во-вторых, такоИ рассказ не достигнет своей цели. Говорить, как правило, надо о тех действиях птицы, которые она совершает в момент наблюдения за нею. Например, когда птица поет или токует, надо говорить о биологическом значении явления токования и о видовых особенностях его у той или иной птицы, а не о том, как эти птицы строят гнезда или выкармливают птенцов; нахождение гнезда должно послужить поводом для рассказа о гнездостроении и заботе о потомстве; парящий в небе сарыч — хорошая тема для беседы о типах полета птиц вообще и о парящем полете в частности, и т. п. В последнем случае, однако, стоит отступить от правила и рассказать о характере питания и хозяйственном значении этого полезного хищника, ибо видеть, на кого охотится сарыч, на орнитологических экскурсиях вообще удается редко.
В настоящем руководстве материал, который может быть использован на орнитологической экскурсии, излагается в соответствии с указанным выше принципом. Поэтому сведения по биологии отдельных видов птиц читатель найдет помещенными в разных местах, в зависимости от того, к какому из разбираемых явлений относится та или иная сторона жизнедеятельности птицы. Например, сведения по биологии большой синицы, равно как и большинства других разбираемых птиц, фигурируют в трех местах. На стр. 614, в разделе о весеннем пении и токовании птиц, говорится о голосе этой птицы; на стр. 682, при изложении материала по биологии размножения птиц, идет речь о гнездах, яйцах, птенцах и поведении взрослых синиц у гнезда; наконец, на стр. 597 сообщаются сведения о способах кормодобывания, пище и практическом значении большой синицы. Само собой разумеется^ что предложенный нами характер распределения материала нельзя понимать как строго обязательный. В зависимости от цели и места проведения экскурсии, а также от времени и обстоятельств, при которых была встречена птица, материал по ее биологии может быть сгруппирован по усмотрению руководителя.
Способность птиц быстро изменять место своего пребывания. С этой особенностью птиц приходится считаться не только на экскурсиях в осенне-зимний период, когда большинство птиц ведет стайный и кочующий образ жизни и распределено по территории крайне неравномерно. Списки видов птиц, встреченных на экскурсиях, проведенных в одном и том же месте, но в разное время, могут отличаться, даже если экскурсии проведены в гнездовой период, ^когда, казалось бы, все птицы ведут строго оседлый образ жизни. Это происходит потому, что в силу большой непоседливости птиц далеко не всякий раз можно встретить птицу даже там, где она постоянно живет. Это обстоятельство, равно как и то, что руководитель, как правило, не может предугадать, в каких условиях он встретит на экскурсии птицу и с какой стороной ее жизнедеятельности ему придется знакомить экскурсантов, очень затрудняет проведение экскурсий по строго намеченному плану. Неизбежность случайных встреч и, наоборот, отсутствие тех объектов, которые, казалось бы, обязательно должны были быть встречены, всегда приводит к отклонениям от плановой разработки экскурсии. Это означает, что очень детальный план экскурсии составлять нецелесообразно. Не следует также проводить экскурсия на очень узкие темы, ибо в таком случае встреченный на экскурсии материал окажется значительно шире темы, от которой руководитель принужден будет постоянно отклоняться.
Характер темы для экскурсий по птицам, прежде всего, зависит от географических условий района и той цели, которую ставит перед собой руководитель. Перечисление тематики орнитологических экскурсий и разработка отдельных тем не входят, однако, в задачу настоящей главы.\’ Укажем только, что преподавателю чаще всего, и это, видимо, следует признать наиболее правильным, приходится проводить экскурсии на широкие темы, преследующие цель познакомить экскурсантов с разнообразием местной фауны птиц, их хозяйственным значением н жизнью в различные времена года.
Настоящее руководство преследует цель помочь экскурсоводу и экскурсантам, во-первых, разобраться в материале, который может быть встречен на таких экскурсиях и, во-вторых, понять биологический смысл наблюдаемых явлений.
В заключение укажем на некоторые организационные моменты. Прежде всего, надо правильно выбрать время для проведения орнитологической экскурсии. Цикл весенне-летних экскурсий в наших широтах лучше всего осуществлять с апреля по июль (см. стр. 494), а осенне-зимних — с октября по февраль (см. стр. 594). Ранней осенью и поздней зимой наблюдать за птицами труднее всего. В плохую погоду идти на орнитологическую экскурсию также нет смысла. Поэтому руководитель, перед тем как принимать решение, должен внимательно отнестись к прогнозу погоды, передеваемому по радио, и постараться назначить день выхода на экскурсию в тот период, когда погода имеет устойчивый характер. Накануне дня проведения экскурсии руководитель обязан довести до сведения каждого участника экскурсии данные о месте и времени сбора, а также сделать необходимые указания относительно одежды и обуви, которые должны соответствовать погоде и сезолу года.
Выходить на экскурсию надо пораньше, чтобы не пропустить утренние часы, когда птицы бывают наиболее активными.
Руководитель должен иметь при себе\’ часы, компас, карту и обязательно бинокль. Отсутствие последнего у преподавателя снижает качество проведения экскурсии. Желательно также, чтобы преподаватель имел фотоаппарат (лучше всего зеркальную камеру) и для экскурсантов — 3—4 бинокля на группу. Естественно, что каждый экскурсант должен взять с собой простой карандаш (ни в коем случае не химический I), записную книжку или тетрадь.
На экскурсиях со студентами надо постепенно стремиться к тому, чтобы каждый имел на экскурсии бинокль.
Своеобразие птиц как объектов зоологической экскурсии заключается не только в их многочисленности и заметности, о чем мы только что говорили. Необходимо учитывать и другие особенности птиц, затрудняющие проведение экскурсий. Основные из них следующие.
Большая подвижность птиц. На экскурсиях по зоологии беспозвоночных мы, как правило, можем, найдя нужный нам объект, взять его в руки и изучить строение животного вплоть до деталей. На орнитологических экскурсиях это возможно только по отношению к гнездам, яйцам и птенцам некоторых птиц. Взрослая же птица иногда позволяет наблюдать ее лишь несколько секунд, а на полете и того меньше. За столь короткое время, конечно, трудно всем участникам экскурсии отыскать птицу глазами, рассмотреть строение, подметить особенности ее поведения, голоса и т. п. Это вообще невозможно без отличной дисциплины, которая, в свою очередь, почти целиком зависит от наличия интереса у экскурсантов, от их желания увидеть и услышать как можно больше. Интерес учащихся к экскурсии — залог ее успеха. В связи с этим на орнитологических экскурсиях необходимо, прежде всего, приучать экскурсантов самих наблюдать, слушать и замечать, так как настоящий интерес к изучению живой природы появляется на экскурсиях только тогда, когда участники ее до известной степени сами становятся исследователями природы.
Вступительная беседа перед экскурсией обязательна, но она должна быть предельно краткой и четкой и проводиться непосредственно в лесу, в поле и т. п. Очень хорошо, если руководитель имеет возможность провести вступительную беседу неподалеку от удобного объекта (гнездо с птенцами, гнездовая колония береговых ласточек и т. п.), чтобы сразу же подкрепить свои слова фактическим материалом и тем самым заинтересовать экскурсантов еще в начале экскурсии.
В процессе проведения экскурсии следует время от времени давать краткие групповые задания: обыскать, например, какой-нибудь участок местности с целью нахождения на нем птичьих гнезд или организовать коллективное выпугивание из травы токующего коростеля или перепела и т. п. Неплохо также организовать показательное кольцевание птенцов, ввятых из найденных гнезд, или закольцевать специально пойманную в западню взрослую птицу. После этого, конечно, должна быть проведена краткая беседа о научном и практическом значении кольцевания птиц и о тех масштабах, в которых это мероприятие проводится в нашей стране. При нахождении гнезда с птенцами большой синицы, мухоловки-пеструшки или, например, скворца, следует всей группой, во главе с экскурсоводом, подсчитать количество кормовых прилетов птиц к гнезду хотя бы в течение 5—10 минут. Это всегда заинтересовывает экскурсантов и, одновременно, дает им наглядное представление о пользе насекомоядных птиц и количестве истребляемых ими насекомых. Очень полезно руководителю овладеть методикой изучения питания гнездовых птенцов, чтобы иметь возможность продемонстрировать на экскурсии способы изучения питания птиц, а также показать тех насекомых, которыми питаются птицы.\’
Умение на манок или свистом подманивать к себе птиц (рябчика, перепела, кукушку, иволгу, вйрона и др.) также следует признать хорошим средством, которое может быть использовано руководителем, для привлечения внимания экскурсантов к изучаемому объекту. Одним словом, у преподавателя, который сам с интересом идет на экскурсию, имеется немало средств и возможностей заинтересовать экскурсантов и привить им навыки натуралиста.
Особенно важен исследовательский элемент на экскурсиях с юннатами.
Осторожность большинства птиц. Птицы, как правяло, бывают осторожными и близко к себе не подпускают, и даже на расстоянии позволяют себя разглядеть далеко не всегда. Обычно их удается увидеть и хорошо рассмотреть, когда их не беспокоит присутствие людей. И для того чтобы на экскурсиях по изучению птиц многое можно было увидеть и услышать, надо, прежде всего, самим экскурсантам стараться быть возможно менее видимыми и слышимыми. Это следует всегда помнить.
Таким образом, эти особенности поведения птиц не позволяют проводить экскурсию с большим количеством учащихся, ибо необходимые для ознакомления с птицами условия тишины и осторожности трудно создать, если число участников экскурсии велико. Нормальное число экскурсантов—10—15.
При появлении в лесу человека, а тем более группы людей, птицы обычно затаиваются а начинают вести себя тихо и незаметно. По прошествии же некоторого времени, когда птицы привыкнут к виду людей, они опять начинают двигаться, кормиться я т. п. и снова становятся заметными. Эту особенность поведения птиц необходимо учитывать. Поэтому на орнитологических экскурсиях надо стараться продвигаться не только по возможности бесшумно, но я не быстро, делая довольно частые 3—5-минутные остановки, во время которых следует приучать экскурсантов напрягать зрение и слух. Это правило особенно необходимо соблюдать в лесу на весенне-летних экскурсиях, когда птицы распределены по территории более или менее равномерно и когда вовсе не обязательно совершать далекие переходы в поисках мест скоплений птиц, как это необходимо бывает осенью или зимой.
Осторожность птиц вызывает необходимость сохранять определенный порядок продвижения экскурсантов по местности. Идти надо не растягиваясь, довольно кучно. Впереди обязательно должен находиться руководитель, который во-время останавливает группу и показывает объект так, чтобы его могли увидеть все участники экскурсии. Остановка должна сочетаться с полной тишиной. К этому надо все время приучать экскурсантов. В противном случае не будет слышно ни птицы, ни преподавателя, который, из боязни спугнуть птицу, обычно должен говорить тихо.
При продвижении в лесу надо выбирать такие места, где экскурсия могла бы пройти без особого шума и треска. Для этой цели хороши лесные просеки, дороги, тропинки, окраины вырубок и т. п.
В то же время никогда не следует забывать и того, что весной и летом очень многие птицы теряют осторожность и даже сами подлетают к наблюдателю, позволяя рассматривать себя на близком расстоянии. Это бывает в той случае, когда удается найти их гнездо или птенцов.
В связи с этим во время экскурсирования по лесу, лугу, полю и т. п. надо всегда стараться обнаружить птенцов и найти возможно большее количество жилых птичьих гнезд, которые уже сами по себе представляют большой интерес. О том, как следует искать птичьи гнезда и птенцов, речь будет впереди. Здесь же мы только укажем на то, что для успеха орнитологической экскурсии весьма желательно, чтобы руководитель во время предварительной рекогносцировки местности заранее нашел бы несколько птичьих гнезд и хорошо запомнил бы их местонахождение. Известный «запас» таких гнезд всегда очень помогает проведению экскурсии, а подчас бывает просто необходим, ибо на самой экскурсии преподавателю иногда вовсе не удается найти нужный материал по биологии размножения птиц.
Отметим, наконец, что очень большую помощь в проведении зоологических экскурсий по птицам может оказать привлечение птиц, а также их подкормка, регулярно проводимые на школьном учебно-опытном участке или в близлежащем лесу, парке, саду. Птицы, привлеченные человеком, обычно бывают менее осторожными, благодаря чему они с ббльшим успехом могут быть использованы для показа, нежели птицы, обитающие вдали от человеческих поселений. Кроме того, если привлечение птиц осуществлять путем развески искусственных гнездовий с открывающимися крышками, то руководитель с успехом может показать учащимся различные моменты из жизни птиц-дуплогнезднйков, которые обычно не удается наблюдать у птиц, живущих в естественных дуплах.
Большое количество видов птиц и разнообразие звуков, издаваемых ими. Эти особенности птиц делают трудным ведение экскурсий, главным образом, в весенне-летний период, когда количество видов птиц, обитающих в наших широтах, увеличивается примерно в три раза по сравнению с зимним составом орнитофауны (если не считать пролетных птиц). Опыт показывает, что весной и летом (май-июль) в средней полосе на каждой экскурсии обычно встречается от 30 до 50 видов птиц. Если учесть, что окраска оперения многих из них бывает различной — в зависимости от пола или возраста, то станет ясно, что разбираться в видовом составе птиц по окраске их оперения нелегко, даже в том случае, если иметь возможность разглядывать птиц на близком расстоянии. К тому же, надо иметь в виду, что в природных условиях вообще окраска птиц часто теряется и бывает трудно различима. Оперение, величина и форма тела многих близких видов (пеночки, славки, камышевки) бывают очень похожими. Все это сильно затрудняет определение птиц в природе по их внешнему облику и, одновременно, заставляет обращать внимание на другие признаки: место обитания птицы, манеру держаться и двигаться, ее голос. Особенно важно знать птичьи голоса. По характеру звука, воспроизведенного птицей, можно, не видя ее, безошибочно определить ее местонахождение и вид, а иногда даже и то, что она делает. Для этого нужна только соответствующая тренировка слуха.
Если, например, в один из ясных теплых дней мая или июня выбраться рано утром в лиственную рощу или старый парк, то вас буквально оглушит птичий концерт. Птицы каждого вида поют или кричат на свой лад. Когда птиц много, отдельные песни сливаются в сплошной гомон и непривычному уху кажется, что все птицы поют одинаково.
Нужна действительно большая тренировка, чтобы безошибочно определять, какому виды птицы принадлежит тот или иной голос. Первоначально руководитель должен научить учащихся различать в общем хоре отдельные голоса. С этого, собственно говоря, и следует начинать знакомство с голосами птиц.
Приведя экскурсантов на опушку или участок леса, где можно одновременно слышать пение нескольких птиц, полезно, например, задать учащимся следующий вопрос: Сколько видов птиц можете различить вы по голосу, не сходя с этого места? Задача обычно решается с большим интересом, хотя ответ и редко бывает правильным. Очень важно, что при этом учащиеся на собственном опыте сразу же убеждаются в необходимости создать тишину, для того чтобы услышать голоса птиц.
В дальнейшем надо постепенно, переходить к определению и запоминанию голосов отдельных видов птиц. Знакомиться надо первоначально с наиболее простыми и характерными напевами, а затем постепенно переходить к определению птиц, поющих более сложно. Опыт показывает, что экскурсанты легче всего запоминают песню зяблика, большой синицы, пеночки-теньковки и труднее всего распознают голоса зарянки, пересмешника, щегла.
Характеризовать пение встречающихся на экскурсиях птиц мы будем ниже. Сейчас же укажем, что для того, чтобы разбираться в птичьих голосах, недостаточно знать только их пение. Для очень многих птиц характерна способность, помимо песни, производить, при соответствующем физиологическом состоянии, еще ряд различных звуков, имеющих определенное биологическое значение: призывный крик, сигнал тревоги, позывы, выражающие настороженность или угрозу, перекличка на большом расстоянии и близком и т. п. Эти звуки столь же характерны для вида, как и пение, и, зная их, можно определить не только присутствие, но и состояние птицы. Например, по характерному «твуть-твуть-твуть.. .> сразу узнаешь чем-нибудь встревоженного поползня. Тихое и редкое отрывистое
цыканье: «цк………цк……..> (призывный крик) или визгливое,
громкое и быстрое «тикстикстикстикс…» (сигнал тревоги) — выдают певчего дрозда и т. п. Многие птицы способны издавать чрезвычайно разнообразные звуки. В этом отношении особенно замечательны • наиболее многочисленные у нас, чаще всего попадающиеся на экскурсиях представители отряда воробьиных, а среди них — синицы и дрозды. У большой синицы, например, помимо пения, установлено около 20 различных выкриков, имеющих определенное значение (Пронптов и Лукина, 1945). Среди наших птиц только аисты во взрослом состоянии являются безголосыми птицами, хотя и они способны выражать свое громким щелканьем клюва или топотом ног. Чаще всего, однако, в период размножения бывают слышны песни птиц и их крики тревоги.
Таким образом, на орнитологических экскурсиях зоолог нередко сталкивается с большим разнообразием птичьих голосов. Знание их очень важно для тех, кто хочет поближе познакомиться с птицами и* изучить их жизнь. Умение же разбираться в звуках, издаваемых птицами, достигается не сразу. Помочь этому — одна из задач настоящего пособия.
Разнообразие форм поведения птиц. Птицы одного и того же вида ведут себя различно, в зависимости от физиологического состояния, а также от времени, места и характера деятельности. Например, дрозд-белобровик у гнезда с птенцами или этот же дрозд в зарослях кустов на пролете, по характеру поведения — две совершенно различные птицы. В первом случае это существо громко трещащее, щелкающее клювом и вьющееся над головой у наблюдателя, во втором — птица чрезвычайно осторожная, быстрая и скрытная, лишь иногда издающая негромкий дребезжащий тонкий свист (позыв). Движения и повадки этого же дрозда неодинаковы и зависят от того, держится ли он на земле или на ветвях деревьев, кормится или поет, выкармливает птенцов или насиживает кладку, очищается от паразитов или устраивается на ночевку и т. п. Все стороны жизнедеятельности птиц перечислить здесь невозможно. Подробное описание биологии даже одного вида нередко составляет содержание целой книги. На экскурсиях же, как мы только что упоминали, обычно встречается от 30 до 50 видов птиц. При этом многие из них попадаются на глаза неоднократно и в разной обстановке, давая тем самым возможность познакомиться с различными сторонами их жизнедеятельности.
Как, спрашивается, должен вести себя руководитель при таком обилии материала? В этом случае лучше ограничить число рассматриваемых объектов, но зато полнее осветить биологию каждого из пих. Означает ли это, что преподаватель при первой встрече с каким-либо видом птицы должен изложить о ней все, что он знает?— Ни в коем случае! Это, во-первых, потребует слишком много времени и, во-вторых, такоИ рассказ не достигнет своей цели. Говорить, как правило, надо о тех действиях птицы, которые она совершает в момент наблюдения за нею. Например, когда птица поет или токует, надо говорить о биологическом значении явления токования и о видовых особенностях его у той или иной птицы, а не о том, как эти птицы строят гнезда или выкармливают птенцов; нахождение гнезда должно послужить поводом для рассказа о гнездостроении и заботе о потомстве; парящий в небе сарыч — хорошая тема для беседы о типах полета птиц вообще и о парящем полете в частности, и т. п. В последнем случае, однако, стоит отступить от правила и рассказать о характере питания и хозяйственном значении этого полезного хищника, ибо видеть, на кого охотится сарыч, на орнитологических экскурсиях вообще удается редко.
В настоящем руководстве материал, который может быть использован на орнитологической экскурсии, излагается в соответствии с указанным выше принципом. Поэтому сведения по биологии отдельных видов птиц читатель найдет помещенными в разных местах, в зависимости от того, к какому из разбираемых явлений относится та или иная сторона жизнедеятельности птицы. Например, сведения по биологии большой синицы, равно как и большинства других разбираемых птиц, фигурируют в трех местах. На стр. 614, в разделе о весеннем пении и токовании птиц, говорится о голосе этой птицы; на стр. 682, при изложении материала по биологии размножения птиц, идет речь о гнездах, яйцах, птенцах и поведении взрослых синиц у гнезда; наконец, на стр. 597 сообщаются сведения о способах кормодобывания, пище и практическом значении большой синицы. Само собой разумеется^ что предложенный нами характер распределения материала нельзя понимать как строго обязательный. В зависимости от цели и места проведения экскурсии, а также от времени и обстоятельств, при которых была встречена птица, материал по ее биологии может быть сгруппирован по усмотрению руководителя.
Способность птиц быстро изменять место своего пребывания. С этой особенностью птиц приходится считаться не только на экскурсиях в осенне-зимний период, когда большинство птиц ведет стайный и кочующий образ жизни и распределено по территории крайне неравномерно. Списки видов птиц, встреченных на экскурсиях, проведенных в одном и том же месте, но в разное время, могут отличаться, даже если экскурсии проведены в гнездовой период, ^когда, казалось бы, все птицы ведут строго оседлый образ жизни. Это происходит потому, что в силу большой непоседливости птиц далеко не всякий раз можно встретить птицу даже там, где она постоянно живет. Это обстоятельство, равно как и то, что руководитель, как правило, не может предугадать, в каких условиях он встретит на экскурсии птицу и с какой стороной ее жизнедеятельности ему придется знакомить экскурсантов, очень затрудняет проведение экскурсий по строго намеченному плану. Неизбежность случайных встреч и, наоборот, отсутствие тех объектов, которые, казалось бы, обязательно должны были быть встречены, всегда приводит к отклонениям от плановой разработки экскурсии. Это означает, что очень детальный план экскурсии составлять нецелесообразно. Не следует также проводить экскурсия на очень узкие темы, ибо в таком случае встреченный на экскурсии материал окажется значительно шире темы, от которой руководитель принужден будет постоянно отклоняться.
Характер темы для экскурсий по птицам, прежде всего, зависит от географических условий района и той цели, которую ставит перед собой руководитель. Перечисление тематики орнитологических экскурсий и разработка отдельных тем не входят, однако, в задачу настоящей главы.\’ Укажем только, что преподавателю чаще всего, и это, видимо, следует признать наиболее правильным, приходится проводить экскурсии на широкие темы, преследующие цель познакомить экскурсантов с разнообразием местной фауны птиц, их хозяйственным значением н жизнью в различные времена года.
Настоящее руководство преследует цель помочь экскурсоводу и экскурсантам, во-первых, разобраться в материале, который может быть встречен на таких экскурсиях и, во-вторых, понять биологический смысл наблюдаемых явлений.
В заключение укажем на некоторые организационные моменты. Прежде всего, надо правильно выбрать время для проведения орнитологической экскурсии. Цикл весенне-летних экскурсий в наших широтах лучше всего осуществлять с апреля по июль (см. стр. 494), а осенне-зимних — с октября по февраль (см. стр. 594). Ранней осенью и поздней зимой наблюдать за птицами труднее всего. В плохую погоду идти на орнитологическую экскурсию также нет смысла. Поэтому руководитель, перед тем как принимать решение, должен внимательно отнестись к прогнозу погоды, передеваемому по радио, и постараться назначить день выхода на экскурсию в тот период, когда погода имеет устойчивый характер. Накануне дня проведения экскурсии руководитель обязан довести до сведения каждого участника экскурсии данные о месте и времени сбора, а также сделать необходимые указания относительно одежды и обуви, которые должны соответствовать погоде и сезолу года.
Выходить на экскурсию надо пораньше, чтобы не пропустить утренние часы, когда птицы бывают наиболее активными.
Руководитель должен иметь при себе\’ часы, компас, карту и обязательно бинокль. Отсутствие последнего у преподавателя снижает качество проведения экскурсии. Желательно также, чтобы преподаватель имел фотоаппарат (лучше всего зеркальную камеру) и для экскурсантов — 3—4 бинокля на группу. Естественно, что каждый экскурсант должен взять с собой простой карандаш (ни в коем случае не химический I), записную книжку или тетрадь.
На экскурсиях со студентами надо постепенно стремиться к тому, чтобы каждый имел на экскурсии бинокль.