Весной, как известно, поют самые различные птицы: тетерева, голуби, кулики, кукушки и др., но ни в одной группе пение не достигло такого разнообразия и силы, как в группе воробьиных. Недаром большинство представителей этого отряда получило название певчих птиц. Певчие—самый многочисленный подотряд воробьиных, объединяющий птиц со сходным строением задних конечностей, нижней гортани и других частей тела. Таким образом, спевчие игицы> — термин не бытовой, а таксономический. Все воробьиные, встречающиеся на территории СССР, относятся к певчим и составляют почти половину (44%) всех птиц СССР. Среди них лишь немногие не имеют настоящей весенней песни. Это ворон, ворона, грач, дубонос, трясогузки, длиннохвостая синица и некоторые другие.
Здесь уместно отметить, что у непоющих певчих птиц, даже у таких, как ворона или грач, нижняя гортань (голосовой аппарат птиц) по сложности строения мало чем отличается от голосового аппарата хорошо поющих птиц. По строению нижней гортани ворона, грач и другие врановые — настоящие певчие птицы, хотя это и мало вяжется, на первый взгляд, с их грубыми голосами. В свое время на это противоречие обратил внимание Дарвин (1871). В дальнейшем, однако, благодаря наблюдениям, проведенным над этими птицами в неволе и в природе, стало известно, что врановые птицы, кажущиеся столь грубоголосыми, способны при соответствующих обстоятельствах издавать звуки весьма различных диапазонов и в отношении разнообразия позывов не уступают большинству других птиц. Голосовые способности врановых долгое время оставались неизвестными по причине обычной осторожности этих птиц и трудности наблюдения за ними.
Певчие птицы — самая многочисленная у нас группа, с которой, в основном, приходится иметь дело на орнитологических экскурсиях.
Для того чтобы разбираться в весенних голосах певчих птиц, необходимо, прежде всего, уметь отличать пение от других звуков, издаваемых ими, в частности, от криков, выражающих беспокойство, которые в пору размножения издаются птицами столь же часто, как и пение. Однако как узнать, являются ли звуки, издаваемые птицей, ее песней или выражением беспокойства?
Здесь уместно отметить, что у непоющих певчих птиц, даже у таких, как ворона или грач, нижняя гортань (голосовой аппарат птиц) по сложности строения мало чем отличается от голосового аппарата хорошо поющих птиц. По строению нижней гортани ворона, грач и другие врановые — настоящие певчие птицы, хотя это и мало вяжется, на первый взгляд, с их грубыми голосами. В свое время на это противоречие обратил внимание Дарвин (1871). В дальнейшем, однако, благодаря наблюдениям, проведенным над этими птицами в неволе и в природе, стало известно, что врановые птицы, кажущиеся столь грубоголосыми, способны при соответствующих обстоятельствах издавать звуки весьма различных диапазонов и в отношении разнообразия позывов не уступают большинству других птиц. Голосовые способности врановых долгое время оставались неизвестными по причине обычной осторожности этих птиц и трудности наблюдения за ними.
Певчие птицы — самая многочисленная у нас группа, с которой, в основном, приходится иметь дело на орнитологических экскурсиях.
Для того чтобы разбираться в весенних голосах певчих птиц, необходимо, прежде всего, уметь отличать пение от других звуков, издаваемых ими, в частности, от криков, выражающих беспокойство, которые в пору размножения издаются птицами столь же часто, как и пение. Однако как узнать, являются ли звуки, издаваемые птицей, ее песней или выражением беспокойства?
Весной, как известно, поют самые различные птицы: тетерева, голуби, кулики, кукушки и др., но ни в одной группе пение не достигло такого разнообразия и силы, как в группе воробьиных. Недаром большинство представителей этого отряда получило название певчих птиц. Певчие—самый многочисленный подотряд воробьиных, объединяющий птиц со сходным строением задних конечностей, нижней гортани и других частей тела. Таким образом, спевчие игицы> — термин не бытовой, а таксономический. Все воробьиные, встречающиеся на территории СССР, относятся к певчим и составляют почти половину (44%) всех птиц СССР. Среди них лишь немногие не имеют настоящей весенней песни. Это ворон, ворона, грач, дубонос, трясогузки, длиннохвостая синица и некоторые другие.
Здесь уместно отметить, что у непоющих певчих птиц, даже у таких, как ворона или грач, нижняя гортань (голосовой аппарат птиц) по сложности строения мало чем отличается от голосового аппарата хорошо поющих птиц. По строению нижней гортани ворона, грач и другие врановые — настоящие певчие птицы, хотя это и мало вяжется, на первый взгляд, с их грубыми голосами. В свое время на это противоречие обратил внимание Дарвин (1871). В дальнейшем, однако, благодаря наблюдениям, проведенным над этими птицами в неволе и в природе, стало известно, что врановые птицы, кажущиеся столь грубоголосыми, способны при соответствующих обстоятельствах издавать звуки весьма различных диапазонов и в отношении разнообразия позывов не уступают большинству других птиц. Голосовые способности врановых долгое время оставались неизвестными по причине обычной осторожности этих птиц и трудности наблюдения за ними.
Певчие птицы — самая многочисленная у нас группа, с которой, в основном, приходится иметь дело на орнитологических экскурсиях.
Для того чтобы разбираться в весенних голосах певчих птиц, необходимо, прежде всего, уметь отличать пение от других звуков, издаваемых ими, в частности, от криков, выражающих беспокойство, которые в пору размножения издаются птицами столь же часто, как и пение. Однако как узнать, являются ли звуки, издаваемые птицей, ее песней или выражением беспокойства?
Позволю себе привести случай, который хорошо запомнился мне-. Как-то раз на одной из весенних прогулок я услышал тревожное „пинь-канье\» зябликов. Подойдя ближе, я увидел группу людей, с любопытством смотревших на беспокоящихся птиц. Судя по подаваемым репликам, я понял, что звуки, издаваемые птицами, принимались за пение. Несколько минут спустя, когда люди отошли в сторону, я нашел на том месте, где они стояли, только что оставивших гнездо и притаившихся в траве птенцов, один из которых оказался уже раздавленным. Я сильно сетовал тогда на невнимательность людей, но потом подумал: откуда им было знать, поют птицы или беспокоятся.
Отличать пение птиц от других звуков, издаваемых ими, помогает, прежде всего, знание того, какой биологический смысл оно имеет. Одно время считали, что песня — это сигнал, предупреждающий особей того же вида о том, что гнездовой участок занят поющей птецеи. Одним словом, пение понимали как средство отпугиванья других птип, якобы способствующее сохранению вокруг гнеада запасов корма, необходимого для воспитания потомства. Однако в дальнейшем оказалось, что данная гипотеза противоречит фактам. Можно привести в пример многих птиц, которые громко поют, но собирают корм вдали от гнезда. В то же время есть птицы, не имеющие настоящей весенней песни, но всегда собирающие корм в непосредственной близости от гнеада.
Правильнее считать, что весенняя песня—-это сигнал самца, адресованный к самке. Пение птиц, таким образом, следует расценивать как приспособление, облегчающее встречу полов в природе.
Настоящая весенняя песня воспроизводится громко и регулярно. Поющая птица занимает обычно наиболее заметную позицию — вершину или выдающуюся ветку дерева или куста, радиомачту и т. п. Некоторые птицы во время пения взлетают кверху. Большинство, однако, во время пения подолгу сидит на одном и том же месте, почти не изменяя позы. Сама песня представляет собой регулярно повторяющуюся определенную комбинацию громких звуков, имеющую обычно характер законченной фразы. Особого внимания на наблюдателя поющая птица не обращает, хотя очень близко к себе не подпускает,
Знакомство с весенним пением а токовыми полетами 497
Совершенно по-иному ведут себя птицы в момент беспокойства у гнезда. Характер издаваемых ими звуков и все их поведение обычно выражают состояние сильного возбуждения, стремление отвлечь внимание пришельца от гнезда или от птенцов и обратить его на себя. Птицы постоянно перелетают с места на место, взмахивают крыльями или вертят хвостом. Часто подлетают к наблюдателю совсем близко. Звуки, выражающие беспокойство, как правило, немногосложны, отрывисты, резки, лишь у некоторых они протяжны и монотонны (пеночки).
Для экскурсанта очень важно знать, в какой из весенне-летних месяцев можно услышать регулярное пение той или иной птицы. В этом отношении различные виды могут очень сильно отличаться друг от друга. Одни начинают регулярно петь в марте и прекращают нение уже к началу мая (поползень, пищуха), другие, например, садовая камышевка, поют в основном только в июне — начале июля, наконец, пение третьих можно услышать в течение всего весенне-летнего периода (зеленушка, щегол, коноплянка и др.). Прилагаемая таблица сроков пения птиц в окрестностях Ленинграда (см. стр. 498), составленная автором на основании его личных наблюдений, преследует цель помочь экскурсантам ориентироваться в сроках пения и токования наших певчих и некоторых неворобьиных птиц, чаще всего встречающихся на весенне-летних экскурсиях. Надо только помнить, что в других широтах сроки пения птиц будут несколько иными: в более южных областях пение многих птиц может начаться раньше, в более северных — позднее. Полагаем, что составление подобной таблицы (для других мест) может явиться хорошим и полезным занятием для юных натуралистов. Под руководством преподавателя, знающего местную орнитофауну, такая работа вполне выполнима.
В какое время суток поют птицы? Общего ответа на этот вопрос не может быть, так как для каждого вида характерен свой период наибольшей активности пения. Есть птицы, поющие в светлое время суток, есть поющие в сумерках и, наконец, — ночью. Однако, деление птиц по этому признаку на дневных и сумеречных, или ночных, до известной степени условно. Многие ночные певцы, например, камышевки, в разгар брачного периода могут петь днем и, наоборот, дневные — по ночам (лесной жаворонок). Соловей, как известно, поет преимущественно в сумерках, нр его пение очень часто можно слышать также и утром и даже днем.
Здесь уместно отметить, что у непоющих певчих птиц, даже у таких, как ворона или грач, нижняя гортань (голосовой аппарат птиц) по сложности строения мало чем отличается от голосового аппарата хорошо поющих птиц. По строению нижней гортани ворона, грач и другие врановые — настоящие певчие птицы, хотя это и мало вяжется, на первый взгляд, с их грубыми голосами. В свое время на это противоречие обратил внимание Дарвин (1871). В дальнейшем, однако, благодаря наблюдениям, проведенным над этими птицами в неволе и в природе, стало известно, что врановые птицы, кажущиеся столь грубоголосыми, способны при соответствующих обстоятельствах издавать звуки весьма различных диапазонов и в отношении разнообразия позывов не уступают большинству других птиц. Голосовые способности врановых долгое время оставались неизвестными по причине обычной осторожности этих птиц и трудности наблюдения за ними.
Певчие птицы — самая многочисленная у нас группа, с которой, в основном, приходится иметь дело на орнитологических экскурсиях.
Для того чтобы разбираться в весенних голосах певчих птиц, необходимо, прежде всего, уметь отличать пение от других звуков, издаваемых ими, в частности, от криков, выражающих беспокойство, которые в пору размножения издаются птицами столь же часто, как и пение. Однако как узнать, являются ли звуки, издаваемые птицей, ее песней или выражением беспокойства?
Позволю себе привести случай, который хорошо запомнился мне-. Как-то раз на одной из весенних прогулок я услышал тревожное „пинь-канье\» зябликов. Подойдя ближе, я увидел группу людей, с любопытством смотревших на беспокоящихся птиц. Судя по подаваемым репликам, я понял, что звуки, издаваемые птицами, принимались за пение. Несколько минут спустя, когда люди отошли в сторону, я нашел на том месте, где они стояли, только что оставивших гнездо и притаившихся в траве птенцов, один из которых оказался уже раздавленным. Я сильно сетовал тогда на невнимательность людей, но потом подумал: откуда им было знать, поют птицы или беспокоятся.
Отличать пение птиц от других звуков, издаваемых ими, помогает, прежде всего, знание того, какой биологический смысл оно имеет. Одно время считали, что песня — это сигнал, предупреждающий особей того же вида о том, что гнездовой участок занят поющей птецеи. Одним словом, пение понимали как средство отпугиванья других птип, якобы способствующее сохранению вокруг гнеада запасов корма, необходимого для воспитания потомства. Однако в дальнейшем оказалось, что данная гипотеза противоречит фактам. Можно привести в пример многих птиц, которые громко поют, но собирают корм вдали от гнезда. В то же время есть птицы, не имеющие настоящей весенней песни, но всегда собирающие корм в непосредственной близости от гнеада.
Правильнее считать, что весенняя песня—-это сигнал самца, адресованный к самке. Пение птиц, таким образом, следует расценивать как приспособление, облегчающее встречу полов в природе.
Настоящая весенняя песня воспроизводится громко и регулярно. Поющая птица занимает обычно наиболее заметную позицию — вершину или выдающуюся ветку дерева или куста, радиомачту и т. п. Некоторые птицы во время пения взлетают кверху. Большинство, однако, во время пения подолгу сидит на одном и том же месте, почти не изменяя позы. Сама песня представляет собой регулярно повторяющуюся определенную комбинацию громких звуков, имеющую обычно характер законченной фразы. Особого внимания на наблюдателя поющая птица не обращает, хотя очень близко к себе не подпускает,
Знакомство с весенним пением а токовыми полетами 497
Совершенно по-иному ведут себя птицы в момент беспокойства у гнезда. Характер издаваемых ими звуков и все их поведение обычно выражают состояние сильного возбуждения, стремление отвлечь внимание пришельца от гнезда или от птенцов и обратить его на себя. Птицы постоянно перелетают с места на место, взмахивают крыльями или вертят хвостом. Часто подлетают к наблюдателю совсем близко. Звуки, выражающие беспокойство, как правило, немногосложны, отрывисты, резки, лишь у некоторых они протяжны и монотонны (пеночки).
Для экскурсанта очень важно знать, в какой из весенне-летних месяцев можно услышать регулярное пение той или иной птицы. В этом отношении различные виды могут очень сильно отличаться друг от друга. Одни начинают регулярно петь в марте и прекращают нение уже к началу мая (поползень, пищуха), другие, например, садовая камышевка, поют в основном только в июне — начале июля, наконец, пение третьих можно услышать в течение всего весенне-летнего периода (зеленушка, щегол, коноплянка и др.). Прилагаемая таблица сроков пения птиц в окрестностях Ленинграда (см. стр. 498), составленная автором на основании его личных наблюдений, преследует цель помочь экскурсантам ориентироваться в сроках пения и токования наших певчих и некоторых неворобьиных птиц, чаще всего встречающихся на весенне-летних экскурсиях. Надо только помнить, что в других широтах сроки пения птиц будут несколько иными: в более южных областях пение многих птиц может начаться раньше, в более северных — позднее. Полагаем, что составление подобной таблицы (для других мест) может явиться хорошим и полезным занятием для юных натуралистов. Под руководством преподавателя, знающего местную орнитофауну, такая работа вполне выполнима.
В какое время суток поют птицы? Общего ответа на этот вопрос не может быть, так как для каждого вида характерен свой период наибольшей активности пения. Есть птицы, поющие в светлое время суток, есть поющие в сумерках и, наконец, — ночью. Однако, деление птиц по этому признаку на дневных и сумеречных, или ночных, до известной степени условно. Многие ночные певцы, например, камышевки, в разгар брачного периода могут петь днем и, наоборот, дневные — по ночам (лесной жаворонок). Соловей, как известно, поет преимущественно в сумерках, нр его пение очень часто можно слышать также и утром и даже днем.